Фильм "Гоголь. Ближайший"

Фильмы, сериалы с участием Анастасии Заворотнюк

Фильм "Гоголь. Ближайший"

Сообщение New » 01 дек 2009, 15:44

Фото, статьи и обсуждение на тему фильма "Гоголь. Ближайший" - фильм Натальи Бондарчук, повествующий о последних годах жизни великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.
В ролях: Евгений Редько, Анастасия Заворотнюк, Мария Бурляева, Валентина Теличкина, Радмила Щеголева, Алексей Богданович, Анна Левченко и др.
Анастасия Заворотнюк Смирнова-Россет Фильм Гоголь Ближайший с Анастасией Заворотнюк Евгений Редько и Настя Заворотнюк
Фильм Гоголь Ближайший с А. Заворотнюк Наталья Бондарчук и Анастасия заворотнюк актриса Анастасия Заворотнюк
Гоголь и Россет. Редько и Заворотнюк Съемки фильма Гоголь Ближайший. Заворотнюк Александра Смирнова-Россет А. Заворотнюк
Гоголь Ближайший съемка в Киеве фильм о Гоголе с А. Заворотнюк Анастасия Заворотнюк и Евгений Редько актриса театра и кино Анастасия Заворотнюк Наталья Бондарчук, Анастасия Заворотнюк, Евгений Редько Съемки Гоголя. Редько и Заворотнюк Изображение Анастасия Заворотнюк съемки в Киеве Съемки на киностудии Довженко с Настей Заворотнюк
Мария Бурляева, Анастасия Заворотнюк, Евгений Редько, Наталья Бондарчук Черные глаза Анастасии Заворотнюк
Изображение
Аватара пользователя
New
Support Team
Support Team
 
Сообщения: 5084
Зарегистрирован: 01 дек 2009, 08:50
Страна: Россия

Re: Фильм "Гоголь. Ближайший"

Сообщение Maximus » 03 дек 2009, 18:12

Заворотнюк в Киеве пленила сердце Гоголя

В Киеве длятся съемки фильма "Гоголь. Ближайший".
В Киеве снимают фильм "Гоголь. Ближайший". В течение шести дней на киностудии Довженко должны отснять полфильма. В главной роли Николая Гоголя - Евгений Редько. Женские роли в фильме играют Анастасия Заворотнюк, Ольга Сумская, Анна Левченко.

Режиссером фильма является Наталья Бондарчук, в творческом архиве которой такие работы, как "Одна любовь души моей", "Пушкин. Последняя дуэль". Теперь Наталья Сергеевна работает над фильмом о Гоголе. Правда, по причине кризиса масштабные заграничные съемки пришлось перенести в Киев.
"Сейчас должны все снять за шесть дней, - рассказывает Наталья Сергеевна. - Сценарий не просто сократили, его пришлось изменить, переделать. Хорошо, что я сама его писала, поэтому сценаристу дополнительно не придется платить".

Съемки, которые творческая группа фильма "Гоголь. Ближайший" планировала отснять в Италии в настоящий момент снимают на киностудии Довженко. Режиссер фильма призналась, что была поражена тем фактом, что через две недели все декорации были готовы. Их даже окрестил местный отец Андрей, ведь, как известно, сам Гоголь был верующим.
"Гоголь был верующим человеком, - говорит Наталья Сергеевна. - Поэтому здесь не случайно оказались православные иконы. Одну из них на период съемок нам дал отец Андрей".

Сегодня снимают сцену, где Николай Гоголь в Италии встречается с Александрой Смирновой-Россет. Ее играет российская актриса Анастасия Заворотнюк.
"Анастасия настолько тонкая личность, что ей замечательно удаются как комедийные роли, так и драматичные, - говорит Наталья Бондарчук. - Она ученица Табакова и очень пластичная актриса. Настя играет черноглазую фрейлину царского двора, которая защищает поэтов и писателей. С Гоголем они были не просто друзья, а люди, которые одинаково чувствовали".
Сама же Анатсасия сознается, что с удовольствием приняла предложение сняться в фильме, особенно ей приятно сниматься в Киеве.
"Вчера я прилетела в Киев из Цюриха, - рассказывает Анастасия Заворотнюк. - Еду и говорю "Как я давно здесь не была..." Меня спрашивают "А сколько?" И я вспомнила, что не была в Киеве около года, но кажется, что прошло лет десять. Был период, когда я бывала здесь ежемесячно, здесь всегда было такое настроение, такая жизнь".

Относительно героини, которую играет Заворотнюк, то она призналась, что в свою жизнь взяла от Россет достоинство и артистократизм, который никогда не помешает женщине.
"Это была образованная, сильная, немножко высокомерная, личность, - говорит Анастасия. - Она была удивительна, покровительница писателей".

Кстати, завтра на киностудии Довженко будут снимать сцену с Ольгой Сумской, которая сыграет роковую женщину. Как поговаривают за кулисами, украинская актриса в кадре будет обнаженной.

А сам фильм "Гоголь. Ближайший" можно будет увидеть уже в этом году, ведь в 2009 году в Украине празднуют 200-летие со дня рождения Николая Гоголя.

Киев, 3 февраля 2009 г.
Источник
Необходимость ломает все законы. Сенека
Аватара пользователя
Maximus
Support Team
Support Team
 
Сообщения: 2598
Зарегистрирован: 01 дек 2009, 09:02
Страна: Россия

Re: Фильм "Гоголь. Ближайший"

Сообщение Maximus » 03 дек 2009, 18:17

Первый закрытый просмотр материала фильма в центральной библиотеке мемориального центра «Дом Гоголя», 4 марта 2009 г.

Продюсерский центр «Золотой век» и киностудия им. Довженко завершили работу над полнометражным художественным фильмом «Гоголь. Ближайший», режиссёр Наталья Бондарчук.
В истории кинематографа не было ни одного художественного фильма о жизни великого писателя Николая Гоголя. Его современники признавали, что биография писателя представляет собой большую загадку для исследователей, которые по-разному объясняют, почему Гоголь перед смертью сжёг второй том «Мёртвых душ». Что мучило писателя и от чего он постоянно бежал, колеся по Европе? Почему Гоголь так и не смог обрести семейное счастье? И почему странник на картине Александра Иванова «Явление Христа народу» так похож на Гоголя?
Собственный взгляд на эти вопросы – в масштабном художественном фильме «Гогогль. Ближайший». По жанру фильм близок к мистической драме. Новизна взгляда на биографию писателя в наше время выражается в том, что его жизнь рассматривается сквозь призму религиозного миросозерцания Николая Васильевича, что было бы совершенно невозможно в атеистическое советское время. Гоголь был православным христианином и фильм направлен на раскрытие его духовных исканий. Многие члены группы вспоминали то, что на съёмку в монастыре Оптиной Пустыни было получено личное благословение Патриарха Алексия II. В Сорочинцах, в храме, где некогда крестили Н.В.Гоголя, принимал участие в съёмках настоятель храма отец Иоанн. А последний этап съёмок в павильоне ст. Довженко освятил отец Андрей. Он же обратился к группе со словами: «Не думайте, что Николай Васильевич умер, что его нет. Он есть. Только пребывает в другом мире. И ему небезразлично, как и кто о нём снимает фильм». Это очень воодушевило группу.
В фильме принимают участие известные российские и украинские актёры. В роли Н.В.Гоголя – Евгений Редько, Смирновой-Россет – Анастасия Заворотнюк, Анны Виельгорской – Мария Бурляева, доктора Тарасенкова – Леонид Мозговой, Александра Толстого – Николай Бурляев, матери Гоголя – Валентина Теличкина, а также – Ольга Сумская, Алексей Богданович, Радмила Щёголева и др.
4 марта 2009г. в центральной библиотеке мемориального центра «Дом Гоголя» состоялся первый закрытый просмотр материала фильма, пока ещё с первым монтажом и черновым звуком. Все собравшиеся отметили талантливую игру Евгения Редько и великолепную работу оператора-постановщика фильма Марию Соловьёву. Гоголеведы спорили о концепции, зрители плакали и выражали свои чувства, но в главном мнении о фильме совпали: в нём есть живой образ Николая Васильевича Гоголя.
-------------------------------------------------
Отзывы о фильме:
Фильм вызывает зрительский интерес. Если бы он был снят в Голливуде, то, наверное, к нему бы отнеслись с большим вниманием. Интересны мелкие подробности в жанре самого Гоголя. Актёр Евгений Редько, играющий Гоголя, удерживает внимание, и его начинаешь любить.
Евенко Т. П.(автор и режиссёр НТР МИР)
***
Просмотр рабочего материала фильма «Гоголь. Ближайший» в целом впечатляет и позволяет почувствовать глубочайшую драму великого писателя, приведшую к сожжению второй части «Мёртвых душ» и раннему уходу его автора.
Великолепен исполнитель главной роли (Гоголя) – Е.Редько. Интересна операторская работа в фильме. Однако, мне явно не доставало информации в фильме о лучших созданиях Гоголя, его зарубежных встречах и впечатлениях. Видимо дефицит бюджета не позволял авторам в полной мере рассказать о великом художнике.
Главный специалист, руководитель информационно-методического отделения Госфильмофонда, киновед З.Г.Шатина.

Источник
Необходимость ломает все законы. Сенека
Аватара пользователя
Maximus
Support Team
Support Team
 
Сообщения: 2598
Зарегистрирован: 01 дек 2009, 09:02
Страна: Россия

Re: Фильм "Гоголь. Ближайший"

Сообщение Maximus » 03 дек 2009, 18:21

Явление Гоголя
Сенсационный фильм Натальи Бондарчук о любви гения


Гоголю никогда не везло с Россией (Великороссией): чиновничьей карьеры в Санкт-Петербурге он не сделал, жениться не смог, даже жилья своего никогда не имел — умер в чужом доме.

Не повезло ему и после смерти: Тургенева за небольшой некролог о Гоголе подвергли аресту и месячной ссылке в деревню. Ровно 157 лет в России не было ни одного музея Гоголя: лишь на днях был открыт первый — в доме, где писатель, пользуясь гостеприимством графа Александра Толстого, прожил последние годы и скончался (примечательно, что самым статусным российским чиновником на открытии был замминистра культуры РФ!). Единственную попытку (еще сталинских времен) издания академического собрания сочинений сложно назвать успешной. Постановка «Тараса Бульбы» в кино по разным причинам тормозилась — в том числе перед войной, когда политический режим пытался мобилизовать народ при помощи фильмов типа «Александр Невский» («Бульбу» не дали снять даже самому Александру Довженко — боялись «рецидивов украинского буржуазного национализма»).

Не повезло Гоголю и с собственным образом в советском и постсоветском кино: его попросту нет. Два исключения: талантливый Георгий Вицын в эпизодической роли Гоголя в соцреалистическом фильме Георгия Козинцева «Белинский» (1951) и Николай Трофимов в роли автора «Мертвых душ» в одноименном фильме Михаила Швейцера (1984).

Поэтому когда мне довелось попасть на закрытый показ (для гоголеведов) фильма Натальи Бондарчук «Гоголь. Ближайший», первые полчаса пребывал в состоянии культурного шока: Гоголь как персонаж (в исполнении талантливого актера Евгения Редько) производит колоссальное впечатления одним только фактом своего появления на экране!

Фильм пока только снят и вчерне смонтирован, но не озвучен. Экранная музыка, которую должен написать композитор и сын Иван Бурляев, — в процессе написания. Наталья Бондарчук как маркетолог и менеджер — полная противоположность своему брату Федору. Хотя, конечно, это судьба всех без исключения умных украинцев («хитрых хохлов») в Великороссии, начиная с самого Гоголя, — сказать великорусам то, что они сами боятся или не хотят знать, даже избегают этой темы — о России, о Боге, о специфической российской системе власти, сформировавшей всю российскую жизнь.

Гоголь написал несколько очень злых и ярких картин «российского ада». Ни у Пушкина, ни у Лермонтова, ни у Тургенева, ни у Толстого на подобное просто рука не поднималась. Салтыков-Щедрин, как бы оправдывая собственное творчество, ссылался на Гоголя — мол, ему-то можно, почему мне нельзя? Наталья Бондарчук практически на собственные деньги сняла фильм о Гоголе. Как сама Наталья Сергеевна сказала на показе, переписка по поводу сбора денег на первый биографический фильм о Гоголе составила два больших тома. Увы — на обложке этих томов пришлось бы написать: «Мертвые души».

Гоголевский проект — это в некотором роде подвижничество.

Как было сказано на показе, режиссер даже заложила собственную квартиру! Общий бюджет фильма столь мизерен, что нас просили его не разглашать. Актеры сыграли бесплатно, видя в этом свой, что ли, духовный подвиг.

Меня сложно заподозрить в интересе к творчеству актрисы Анастасии Заворотнюк. Но в роли Смирновой-Россет она мне неожиданно показалась талантливой и с большими возможностями. Вообще, все актеры подбирались не просто по типажному сходству, но и по некоей внутренней просветленности — как это всегда было в фильмах Натальи Бондарчук и Николая Бурляева. В роли Виельгорской, к которой то ли сватался Гоголь, то ли не сватался, — их дочь Мария, актриса весьма талантливая и с выразительными глазами.

Как рассказала сама Наталья Сергеевна, намек на любовные сюжеты Гоголя со Смирновой-Россет и Виельгорской — это не только драматизации сюжета ради, но и для защиты писателя от обвинений в нетрадиционных наклонностях.

Увы, злоключения фильма проявились также и в том, что его экранное пространство ограничено финансами: на полноценные съемки в Италии денег просто не было, на сюжетную линию дружбы Гоголя и художника Александра Иванова и на павильонные съемки на «Мосфильме» — увы, тоже. В результате большую часть интерьерных сцен сняли в легендарном павильоне № 1 киевской киностудии им. А. Довженко, которая ради Гоголя свои ресурсы предоставила бесплатно.

Вообще, антитеза Украина/Россия, проявившаяся и в творчестве писателя, и в его жизни, отображена и в фильме — прежде всего операторскими средствами: натурные сцены в Украине все как бы сотканы из света, из светлых красок, в России (даже натурные в Оптиной Пустыни) — мрачные, унылые, зябкие[1].

По жанру фильм — игровой, биографический, но с многочисленными цитатами, моралите и попытками изобразить Гоголя-христианина и православного духовного писателя. Он продолжает трилогию Натальи Бондарчук о главных русских писателях первой половины XIX века — Пушкине, Гоголе, Лермонтове.

Линейное развитие действия, которое предполагалось в сценарии, по бедности было заменено многочисленными ретроспекциями, но для этого фильма подобный прием стал несомненным достоинством.

Но вообще-то если бы я был кинорежиссером и снимал фильм о Гоголе, то это был бы не биографический фильм с вставными моралите, не политический памфлет и не эротический триллер, а экзистенциальная драма в духе Параджанова — в стиле поэтического арт-хаусного кино. История мучений и блужданий души, ищущей Истинный Путь и постоянно пребывающей в сомнениях — «быть?», «не быть?», «если быть, то каков смысл?», «а может всё взять и сжечь?».

Ну и с точки зрения маркетинга, брендинга, да и исторической справедливости фильм Натальи Бондарчук должен был бы называться не «Гоголь. Ближайший», а «Гоголь. Ближайший ко Христу». Возможно, она именно так и сделает. Правда, этот, несомненно, многообещающий фильм, даже когда его домонтируют, озвучат, наложат музыку и он, возможно, станет сенсацией, едва ли будет доступен широкой аудитории.

Ведь, как я говорил, Гоголю в России фатально не везет…

Вообще, сравнивая гоголевские мероприятия в Украине и России, возникает ощущение, что Гоголь становится всё дальше от России и всё ближе к Украине.

Сейчас, перед 200-летием, о Гоголе целый бум фильмов и телесюжетов. Вклад земляков писателя — фильм под названием «Дороги Гоголя» (на украинском языке), который выпустила Полтавская областная государственная телерадиокомпания «Лтава» (автор сценария и ведущая — известный гоголевед Ольга Николенко, режиссер — Наталья Иванченко).

При любом результате подобный трехсерийный документальный проект с актерской реконструкцией для областного государственного телевидения, да еще во время кризиса, да еще на относительно современном киноязыке, — это уже по любому круто[2].

Фильму «Дороги Гоголя» можно инкриминировать много недостатков: чрезмерно пафосный и дидактический авторский текст, отсутствие оригинальных интерпретаций и сенсаций (хотя отсутствие сенсаций, глядя на нынешнее телевидение, можно считать достоинством), излишнее, как для современного документального кино, присутствие рассказчика на экране (65% экранного времени), некоторые концептуально устаревшие трактовки гоголевских произведений (например, «Ревизор» — как социальная сатира), а также дидактизмы типа «Гоголь пішов шляхом правди» или «Гоголь хотів відтворити правду життя».

Тем не менее, в фильме полтавского телевидения есть то же, что и в фильме Натальи Бондарчук — образ Гоголя (в исполнении актера Полтавского областного музыкально-драматического театра им. Гоголя Богдана Чернявского). Правда, в этом фильме Гоголь присутствует эпизодически — его роль не самодостаточна, без оригинальных реплик и монологов и больше для иллюстраций авторского текста. Но даже такое появление на телеэкране производит некоторое впечатление. Несомненное достижение фильма — съемки не только на Полтавщине, но также в Нежине, Санкт-Петербурге и Москве.

Можно констатировать, что в современном гоголеведении есть три никак не пересекающиеся направления, исследующих трех абсолютно разных Гоголей: Гоголя-художника (Юрий Лотман, Юрий Манн), Гоголя-христианского философа (Владимир Воропаев, Игорь Виноградов) и Гоголя-украинца (Юрий Барабаш, Владимир Звиняцковский). В фильме телестудии «Лтава» раскрыт четвертый образ, четвертое амплуа Гоголя, которые, видимо, никто лучше полтавчан не раскроет: Гоголь-как-полтавчанин.

Кажется, 200-летие постепенно снимает негласное табу на Гоголя-человека: его собственный образ вторгается на кино- и телеэкраны и, кажется, делает это не без успеха.

Хорошо бы, чтобы этот образ был глубоким, интересным, достоверным и многоаспектным, способным заставить современного человека, во-первых, задуматься о смысле жизни и, во-вторых, перечитать гоголевские произведения.

Поскольку в современном информационном обществе Гоголь, Пушкин, Толстой, Достоевский, Есенин, Тарас Шевченко и многие другие гении оказались между Сциллой забвения и Харибдой постмодернистского снижения этих образов, превращающих этих великих людей в героев пошлых газетных и телевизионных сенсаций.

Возможно, один из главных вопросов современного литературоведения и биографического кино — как вписать классическую литературу и ее творцов в формат постмодернистского общества, в котором изначально размываются любые иерархии и ниспровергаются любые авторитеты?


[1] Операторская работа в фильме Марии Соловьевой, оператора-постановщика фильмов «Глянец», «Пушкин. Последняя дуэль», — отдельное достижение — интересная попытка раскрыть психологическое напряжение при помощи необычных ракурсов, движения камеры и средствами монтажа.

[2] У телекомпании «Лтава» это всего лишь второй подобный опыт; первый — большой трехсерийный фильм об истории Полтавской области.

31.03.09
Источник
Необходимость ломает все законы. Сенека
Аватара пользователя
Maximus
Support Team
Support Team
 
Сообщения: 2598
Зарегистрирован: 01 дек 2009, 09:02
Страна: Россия

Re: Фильм "Гоголь. Ближайший"

Сообщение Maximus » 03 дек 2009, 18:24

Тайны Гоголя
К ним пыталась приблизиться и разгадать в своем фильме Наталья Бондарчук


Премьера кинофильма "Гоголь. Ближайший" Натальи Бондарчук состоялась на кинофестивале "Золотой Витязь", который завершился в Липецке. В истории кинематографа до сегодняшнего момента не было ни одного фильма о жизни великого писателя Николая Гоголя. Элементы его биографии освещались в некоторых картинах, но еще никто не предпринимал попытки перенести на экран таинственную и трагическую жизнь человека, произведениями которого восхищались и восхищаются миллионы людей.

Уже сразу после смерти Гоголя современники признали: биография писателя представляет собой большую загадку для исследователей, они до сих пор не могут объяснить, почему Гоголь уничтожил большинство своих черновиков, а перед смертью сжег второй том "Мертвых душ". Почему ему перестали нравиться собственные тексты? Что случилось с жизнерадостным молодым человеком, которого знали школьные и гимназистские друзья? Что мучило писателя и от чего он постоянно бежал, колеся по Европе?

Режиссер фильма Наталья Бондарчук уже много лет создает фильмы, посвященные эпохе золотого века славянской культуры. В ее фильмографии картины о Пушкине, Тютчеве, декабристах, княгине Волконской и многие другие.

В съемках "участвовали" реальные исторические вещи Гоголя, их для фильма предоставили российские и украинские музеи писателя. Письма Гоголя, его портфель - все это было бережно отснято с актерами и на специальном полотне хромакей, чтобы в дальнейшем при помощи компьютерной графики создавать отдельные кадры фильма с раритетными экспонатами. Последний съемочный этап проходил в павильоне киностудии Довженко. Там специально для фильма художником картины Сергеем Воробьевым был создан масштабный комплекс декораций: кабинет Гоголя в Италии, гостиная и кабинет Гоголя в доме Толстых, беседка в Ницце, дом Виельгорских в Париже...

Перед премьерой фильма корреспондент "СОЮЗа" встретился с режиссером Натальей Бондарчук.

- Как можно охарактеризовать жанр фильма?

- По жанру он близок к мистической драме. Новизна взгляда на биографию писателя в наше время выражается в том, что она рассматривается сквозь призму религиозного миросозерцания писателя, что было бы совершенно невозможно в атеистическое советское время. Гоголь был православным христианином, и фильм направлен на раскрытие его духовных исканий.Снимали в Сорочинцах, в Гоголеве, где дом Николая Васильевича. Были у нас планы снимать в Италии, во Франции - мы были там на выборе натуры, но снимали в павильоне.

- Кто снимался в фильме?

- Леонид Мозговой, Анастасия Заворотнюк. Я искала девушку с пронзительными черными глазами (очами) и нашла. Также снимались Валентина Теличкина, Николай Бурляев и другие.

- С какими трудностями вы столкнулись в работе над фильмом?

- Наш проект "Гоголь. Ближайший" был остановлен, но мы предприняли невероятные усилия, чтобы доснять картину. Наш съемочный период начался с Оптиной пустыни. Нам даже разрешили снимать в скиту, а туда даже некоторые монахи не допускаются... Мы снимали там без света, тихонечко проходя, боясь нарушить молитвенное состояние. Специально для фильма для нас исполнили несколько церковных песен, написанных в XIX веке святым оптинским старцем Макарием. Нам священник сказал: "Вы не думайте, что Гоголь умер, он жив, он только пребывает в другом мире и ему вовсе не безразлично, что и как о нем снимают". Вот такой был наш настрой, ведь фигура Гоголя - необычайная, непостижимая по своему драматизму.

- Традиционный вопрос для нашего издания. Известно ли вам, был ли Гоголь в Беларуси?

- Гоголь проезжал по Беларуси, не раз останавливался там.

- А вы были в Беларуси?

- Не только бывала, но я лауреат премии Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко за вклад в искусство.

"Союз. Беларусь-Россия" N408 от 4 июня 2009 г.
Источник
Необходимость ломает все законы. Сенека
Аватара пользователя
Maximus
Support Team
Support Team
 
Сообщения: 2598
Зарегистрирован: 01 дек 2009, 09:02
Страна: Россия

Re: Фильм "Гоголь. Ближайший"

Сообщение Maximus » 03 дек 2009, 18:28

Неизвестный Гоголь

Десять дней, прошедшие в Липецкой области под знаком XVIII Международного кинофестиваля «Золотой Витязь», конечно, не перевернули мир. В нём не стало меньше трагедий и слёз. Но этот фестиваль смело можно сравнить с глотком благодатной родниковой воды, которую повсюду ищут люди и не могут найти, «томимые духовной жаждой»…

Особенно откликнулись сердца липчан на два фильма, имеющих отношение к судьбе великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Это – «Тарас Бульба», завоевавший гран-при фестиваля (режиссёр Владимир Бортко) и «Гоголь. Ближайший», получивший «Золотого Витязя» (режиссёр Наталья Бондарчук).

Первый фильм, по словам президента кинофестиваля, народного артиста СССР Николая Бурляева, вызвал далеко не однозначную реакцию как в России, так и в Украине. «Тарас Бульба» разделил наше общество на два лагеря, – рассказал Николай Петрович. – Одни восприняли фильм восторженно. Другие чуть ли не обвинили режиссёра в национализме. Но из текста, как из песни, слов не выкинешь. Гоголь – великий, неделимый русский писатель. И заслуга Владимира Бортко в том, что он максимально использовал в фильме оригинальный авторский текст».

Тарас Бульба

В том, как можно интерпретировать авторское произведение «на свой лад», легко убедиться. Благо, в домашних библиотеках сохранились ещё старые издания «Тараса Бульбы». В них повесть значительно короче оригинала, и там действительно недостаёт «русско-христианской направленности», которая вносит в повесть совсем другую интонацию. Вот одна из цитат в настоящем, несокращённом, тексте Николая Васильевича: «Отыскался след Тарасов. Сто двадцать тысяч казацкого войска показалось на границах Украйны. Это уже не была какая-нибудь малая часть или отряд, выступивший на добычу или на угон за татарами. Нет, поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа. Поднялась отомстить за посмеянье прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетенье, за унию, за позорное владычество жидовства на христианской земле – за всё, что копило и сугубило с давних времён суровую ненависть казаков». Или сцена прощания Тараса с товарищами перед гибелью: «…Что, взяли, чёртовы ляхи? Думаете, есть что-нибудь на свете, чего бы побоялся казак? Постойте же, придёт время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера! Уже и теперь чуют дальние и близкие народы: подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему!..»

Впрочем, к чести режиссёра, взявшегося экранизировать такое непростое классическое произведение, каждый герой фильма несёт зрителю свою правду. У Тараса и казаков – она одна, у поляков – другая (впечатляет сцена, где польский гетман заносит саблю над внуком своим и Тараса и… опускает руку, не смея убить невинного ребёнка). Своя правда, вызывающая некое сочувствие, есть и у еврея Янкеля. О технических «плюсах» и «минусах» картины распространяться не хочется (о них и так сказано немало), поскольку это чисто идеологический фильм.

Но результат говорит сам за себя. После массового проката в кинотеатрах 29 мая в ККЗ «Октябрь» яблоку было негде упасть. Зрители сидели даже в проходах, на ступеньках. Было много молодёжи, некоторые посмотрели фильм повторно. А по окончании овации зрителей длились несколько минут…

Ближайший

Не меньшее потрясение испытали киноманы и на следующий день, 30 мая. В Липецке состоялась мировая премьера фильма Натальи Бондарчук «Гоголь. Ближайший». Помимо режиссёра, наш город посетили известные – и совсем ещё молодые – актёры: Валентина Теличкина (играет мать Гоголя), Инга Шатова (играет жену Толстого), Анастасия Заворотнюк (играет Александру Смирнову-Рассет), Мария Бурляева (играет Анну Виельгорскую, к которой сватался Гоголь). Исполнитель главной роли – самого Николая Васильевича – замечательный артист Евгений Редько, к сожалению, приехать на премьеру не смог.

О чем же фильм? О последних годах жизни великого писателя, которые, по мнению Натальи Бондарчук, «не были поняты и во многом оболганы». Она написала семь вариантов сценария. Седьмой – воплотился в картине.

«Это страница из жизни Гоголя в Италии, Ницце, Париже, где Николай Васильевич встречается с дорогими ему людьми, сыгравшими важную роль в его судьбе, – рассказала в интервью знаменитая актриса и кинорежиссёр. – Это самый трудный, трагический период жизни писателя, который, предвидя свой близкий уход, пытается стать истинным христианином, чтобы очищенным предстать перед Божиим Судом. Это время, когда Гоголь осознал ответственность художника перед Богом и людьми, отвечающего за каждое своё слово».

Что касается названия фильма, то оно, по словам режиссёра, навеяно знаменитой картиной художника Иванова «Явление Христа народу».

«Дело в том, что Гоголь и Иванов были в одно время в Риме, – рассказала Бондарчук. – Именно тогда художник и создавал своё великое полотно «Явление Мессии» – так оно первоначально называлось. И однажды он предложил Гоголю попозировать для этой картины, где изобразил фигуру писателя, ближайшую ко Христу. Отсюда и название «Гоголь. Ближайший».

Знаки

Наталья Бондарчук рассказала, что более года картину снимали в Оптиной Пустыни по благословению патриарха Алексия Второго. «У нас была уникальная возможность – нам разрешено было снимать в скиту, куда вообще нет доступа никому, кроме монахов», – сказала она.

А Евгений Редько, исполнивший роль Гоголя, по мнению режиссёра, вовсе уникальный актёр, которому подвластно проникновение в самые глубины человеческой трагедии, что видно как в сцене сжигания Гоголем своей рукописи, так и в комедийных сценах, которых в фильме тоже немало.

Народный артист России Николай Бурляев сыграл Александра Толстого, в чьём доме Гоголь жил последние четыре года. Александр Толстой был единомышленником Гоголя, буквально содержал писателя, создавая все условия для того, чтобы тот продолжал активно работать. Последнее произведение Гоголя «Божественная литургия» увидело свет после смерти писателя именно благодаря Толстому.

Настоящим открытием в фильме стала молодая актриса Маша Бурляева, трогательно сыгравшая «любимого ангела» писателя Анну Виельгорскую. Раскрыла зрителям свой драматический талант и Настя Заворотнюк, перевоплотившаяся в черноокую Рассет, в которую были влюблены и Пушкин, и Жуковский. В фильме также занят известный по лентам Сокурова артист из Санкт-Петербурга Леонид Мозговой, сыгравший личного врача Гоголя.

«Никогда не забуду тот день, когда мы снимали в Преображенской церкви, где крестили писателя, – вспоминает Наталья Сергеевна. – Тогда не обошлось без мистики, которая всю жизнь сопровождала Николая Васильевича. Съёмки пришлись на праздник Казанской иконы Божией Матери. Батюшка предупредил, что снимать в праздник – грех. Но съёмочный процесс остановить трудно. И вот в самый разгар работы у нас сломался генератор, повсюду погас свет. В съёмках принимал участие малыш, которому от роду был месяц. Как быть? Помощи в Украине ждать неоткуда. Мы всей группой прямо в храме встали на молитву. Просили прощения и помощи Божией. И на помощь пришла местная служба МЧС. Они подключили свой генератор. Через несколько часов работа была продолжена. Сцена, когда Гоголь участвует в крещении младенца – своего крестника, была снята на одном дыхании. Малыш не заплакал на руках у Евгения Редько, даже когда его окунали в купель! Напротив, «агукал» и улыбался актёру. Это было потрясающе!».

Подобные знаки Бондарчук и её группа ловили не раз. Священник отец Андрей, благословлявший актёров на съёмку, так прямо и сказал: «Не думайте, что Гоголь умер. Он продолжает жить в духовном мире! И ему не всё равно, кто и что снимает…».

«Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства, – обращается с экрана писатель к своему народу. – Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придёт в порядок и земное гражданство».

Сильных сцен в картине действительно немало: и крещение младенца, и эпизод с крестьянской девочкой, умирающей от гангрены, и сцена сжигания второго тома «Мёртвых душ», и, безусловно, сам момент смерти великого писателя. По-православному смиренной смерти…

Перед кончиной Николай Васильевич исповедовался, причастился Святых Таин, соборовался. Последними его словами были: «Как сладко умирать!» А накануне он громко произнёс: «Лестницу, поскорее давай лестницу!». Кстати, подобные же слова о лестнице произнёс перед смертью и святитель Тихон Задонский, один из любимых духовных писателей Николая Васильевича Гоголя, сочинения которого он перечитывал неоднократно…

По словам Натальи Бондарчук, картина «Гоголь. Ближайший» создавалась многим «вопреки». Во время съёмок «украинских» сцен из министерства культуры Украины последовал отказ в помощи и содействии. И только студия имени Довженко безвозмездно предоставила свои павильоны для работы съёмочной группе (а в фильме снимались и украинские актёры – Алексей Богданович и Радмила Щёголева). О бюджете классического драматического фильма и вовсе говорить неудобно. Он составил чуть больше одного миллиона долларов (29 миллионов рублей выделило российское государство). Наталья Бондарчук призналась: денег хватило на то, чтобы сделать только треть от задуманного сценария. Она кругом должна – художнику, оператору, актёрской группе. «Будьте снисходительны к нашему младенцу, – обратилась перед просмотром Наталья Сергеевна к липецким зрителям, называя «младенцем» свой новый фильм. – Ему от роду несколько дней. Я сама его видела только в монтажной».

Режиссёр заметила, что когда работа над картиной была окончена, то в ближайшей церкви забили колокола, а откуда-то сверху неожиданно раздался гром.

Поразительно! Когда уже в Липецке фильм подошёл к своему завершению (он длился ровно 1 час 45 минут), в зале зажгли свет и восхищённые поклонники побежали брать автографы у столичных звёзд, над киноконцертным залом «Октябрь» нависла огромная туча. Раздался оглушительный гром, блеснула молния. И хляби небесные выбросили на грешную землю тонны воды. Многие, побывавшие на премьере, промокли до нитки, не имея возможности спрятаться от стихии.

Так Николай Васильевич Гоголь «благословил» новый фильм. Такое не забывается…

Источник
Необходимость ломает все законы. Сенека
Аватара пользователя
Maximus
Support Team
Support Team
 
Сообщения: 2598
Зарегистрирован: 01 дек 2009, 09:02
Страна: Россия

Re: Фильм "Гоголь. Ближайший"

Сообщение Maximus » 03 дек 2009, 18:30

"XVIII Международный Кинофорум "Золотой Витязь"

30 мая 2009г. в Липецке, в кино-концертном зале "Октябрь", в рамках XVIII международного кинофорума "Золотой Витязь" состоялась мировая премьера художественного фильма "Гоголь. Ближайший".
По итогам работы международного жюри картина удостоена награды "Золотой Витязь".
Кроме этого, фильм был награжден Призом Парламентского Собрания Союза Беларуси и России "За экранное воплощение русской классики", специальным Призом Липецко-Елецкой Епархии - Святой Тихон, врученным лично преосвещеннейшим епископом Липецким и Елецким Никоном. А также дипломами "За лучшую операторскую работу"(Маша Соловьёва) и "За лучшую женскую роль второго плана"(Мария Бурляева).

Источник

«Золотой Витязь»: триумф Гоголя

"...Вечером 30 мая прошла премьера нового фильма Натальи Сергеевны Бондарчук «Гоголь. Ближайший». Перед показом состоялась пресс-конференция, где представителям СМИ о фильме рассказали создатели и исполнители главных ролей: Наталья Бондарчук, Николай Бурляев, Анастасия Заворотнюк и другие. Известная большинству российской аудитории по юмористическому телесериалу, Заворотнюк призналась, что работа в данном фильме для нее - прикосновение к настоящему искусству. Недаром актриса сыграла подругу Н.В. Гоголя за символический гонорар. Режиссер картины Наталья Бондарчук отметила, что из-за кризиса фильм пришлось значительно урезать, и то, что будет продемонстрировано в липецком кинозале, - еще младенец, которому требуется поддержка. Этот фильм об ответственности писателя перед Богом и читателем, и потому его важно показать сейчас. И аудитория сумела оценить этот рискованный шаг - выпустить фильм с бюджетом в миллион долларов в наше время многомиллионных блокбастеров ради донесения сокровенного смысла - раскрытия подлинной духовности личности великого русского писателя...

...Безусловно, для многих главными и долгожданными были объявление наград в конкурсе художественных фильмов. Международное жюри состояло из кинематографистов и священнослужителя... Решение жюри можно без преувеличения назвать триумфом Николая Васильевича Гоголя на кинофестивале. Основные награды предназначались ему. Золотой Витязь получил фильм «Гоголь. Ближайший» режиссера Натальи Бондарчук, которая накануне отметила: «Вы не думайте, что Гоголь умер! Он жив в духовном мире, и ему небезразлично, как его или о нем снимают».
Фильм, полный истинно христианской любви, глубоких переживаний великого писателя, фильм, отрицающий какую-либо мысль о сумасшествии Гоголя, словом, фильм, показывающий Николая Гоголя - христианина, получил первое признание..."

"Русский Вестник", 12.06.2009
Источник

Пресс-конференция перед показом фильма на кино фестивале "Золотой Витязь":
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Московский международный кино фестиваль (19.06 - 28.06.2009):
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
Необходимость ломает все законы. Сенека
Аватара пользователя
Maximus
Support Team
Support Team
 
Сообщения: 2598
Зарегистрирован: 01 дек 2009, 09:02
Страна: Россия

Re: Фильм "Гоголь. Ближайший"

Сообщение New » 03 дек 2009, 22:01

А Гоголь у нас пару раз мелькнул в номинациях "Золотого орла", но номинации лучшая музыка к фильму, лучшая операторская работа и лучшая работа художника постановщика. Хотя для фильма признание любого уровня было бы только в плюс.
источник
Изображение
Аватара пользователя
New
Support Team
Support Team
 
Сообщения: 5084
Зарегистрирован: 01 дек 2009, 08:50
Страна: Россия

Re: Фильм "Гоголь. Ближайший"

Сообщение Yulia » 03 дек 2009, 22:17

Спасибо за информацию :) Три номинации - неплохо. Хотя я искренне удивлена, что не номинировали Редько. Субъективно, конечно, но по мне он достойнее некоторых из списка. Ну да ладно, хорошо уже то, что что фильм заявлен в конкурсной программе. Будем ждать результатов, хотя конкуренция неслабая.
...я не уверен, что в жизни за преступлением неизбежно следует раскаяние, а за подвигом — блаженство. Мы есть то, чем себя ощущаем. Наши свойства, достоинства и пороки извлечены на свет божий чутким прикосновением жизни...
(Сергей Довлатов)
Аватара пользователя
Yulia
Moderator
Moderator
 
Сообщения: 5630
Зарегистрирован: 01 дек 2009, 16:20
Страна: Россия

Re: Фильм "Гоголь. Ближайший"

Сообщение anastasija » 04 дек 2009, 00:09

New писал(а):А Гоголь у нас пару раз мелькнул в номинациях "Золотого орла"

Там на сайте даже даты никакие не указали, а когда это вообще будет? :hm:
пс. и будут ли показывать фильм...?
Изображение
Аватара пользователя
anastasija
Профи
Профи
 
Сообщения: 1287
Зарегистрирован: 03 дек 2009, 22:51
Откуда: Москва
Страна: Россия
Ранг: Newsmaker
Медаль

Re: Фильм "Гоголь. Ближайший"

Сообщение anastasija » 04 дек 2009, 02:03

Maximus писал(а):Пресс-конференция перед показом фильма на кино фестивале "Золотой Витязь":

Фотографии подруги из Липецка:
Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
PS.При копировании указывайте ссылку на этот сайт-форум.
Изображение
Аватара пользователя
anastasija
Профи
Профи
 
Сообщения: 1287
Зарегистрирован: 03 дек 2009, 22:51
Откуда: Москва
Страна: Россия
Ранг: Newsmaker
Медаль

Re: Фильм "Гоголь. Ближайший"

Сообщение Yulia » 05 дек 2009, 00:57

Вот здесь отзыв о фильме, довольно неоднозначный, но небезразличный, что хорошо. Как мнение весьма интересно, да и не вижу ничего плохого в том, что фильм не может нравиться всем безоговорочно.
Кое-что прокомментировать хочется.
Множество странных вкраплений.. Один кусок из "Пушкина" чего стоит!!! Ну не бред ли это, использовать в новом фильме кадры из предыдущих картин собственного изготовления??? Крупный план Безрукова как-то покоробил. И не потому, что я не люблю Безрукова! Нет! Просто появление его в кадре было таким чужеродным, что сразу бросилось в глаза. Не говоря уже о том, что явно было видно, что снято отлично от "Гоголя".

Вот согласна. Как-то ушел из памяти этот момент, а мне он тоже не понравился тогда. И дело не в Безрукове, а именно в том, что это кадр из совсем другого фильма. Пусть даже там всего несколько секунд, но он даже по энергетике, по атмосфере совсем другой, чужой.

А еще по этой ссылке в самом низу несколько хороших фотографий Насти с показа фильма в рамках ММКФ :)
...я не уверен, что в жизни за преступлением неизбежно следует раскаяние, а за подвигом — блаженство. Мы есть то, чем себя ощущаем. Наши свойства, достоинства и пороки извлечены на свет божий чутким прикосновением жизни...
(Сергей Довлатов)
Аватара пользователя
Yulia
Moderator
Moderator
 
Сообщения: 5630
Зарегистрирован: 01 дек 2009, 16:20
Страна: Россия

Re: Фильм "Гоголь. Ближайший"

Сообщение New » 05 дек 2009, 10:39

Так это же Ptichka с форума krasilovdreams.borda.ru ветки про Евгения Редько, она нам выкладывала эти фото. Отзыв действительно отличается, например, от ваших с Максимусом, но тоже свой взгляд и конечно же небезразличие к фильму, но я его вроде только на форуме про Редько читала.
Изображение
Аватара пользователя
New
Support Team
Support Team
 
Сообщения: 5084
Зарегистрирован: 01 дек 2009, 08:50
Страна: Россия

Re: Фильм "Гоголь. Ближайший"

Сообщение Maximus » 05 дек 2009, 11:32

Да, я тоже видел этот отзыв на форуме Редько. Интересное мнение.
Yulia писал(а):Вот согласна. Как-то ушел из памяти этот момент, а мне он тоже не понравился тогда. И дело не в Безрукове, а именно в том, что это кадр из совсем другого фильма. Пусть даже там всего несколько секунд, но он даже по энергетике, по атмосфере совсем другой, чужой.

Для меня этот эпизод прошел довольно гладко, не знаю, может первый просмотр не дал возможности более внимательно это воспринять. И надо отметить, что я в некотором "плавающем" или как точно уже говорилось - в "рассеянном" состоянии находился, особенно в начале фильма.
Необходимость ломает все законы. Сенека
Аватара пользователя
Maximus
Support Team
Support Team
 
Сообщения: 2598
Зарегистрирован: 01 дек 2009, 09:02
Страна: Россия

Re: Фильм "Гоголь. Ближайший"

Сообщение Yulia » 05 дек 2009, 12:51

New писал(а):Так это же Ptichka с форума krasilovdreams.borda.ru ветки про Евгения Редько, она нам выкладывала эти фото. Отзыв действительно отличается, например, от ваших с Максимусом, но тоже свой взгляд и конечно же небезразличие к фильму, но я его вроде только на форуме про Редько читала.

Чувствую, ник подозрительно знакомый, но как-то не идентифицировала до конца. А отзыв ее пропустила в свое время, видимо.
...я не уверен, что в жизни за преступлением неизбежно следует раскаяние, а за подвигом — блаженство. Мы есть то, чем себя ощущаем. Наши свойства, достоинства и пороки извлечены на свет божий чутким прикосновением жизни...
(Сергей Довлатов)
Аватара пользователя
Yulia
Moderator
Moderator
 
Сообщения: 5630
Зарегистрирован: 01 дек 2009, 16:20
Страна: Россия

Re: Фильм "Гоголь. Ближайший"

Сообщение Yulia » 05 дек 2009, 13:05

Ну и мое мнение о фильме, оно сюда еще не успело переехать :)
Начну с главного. Впечатление действительно очень сильное. Первый вопрос, который задала Наталья Сергеевна после показа: "Вы почувствовали Гоголя?". И все ответили - "Да!". Именно почувствовали. Я вообще забыла, что это фильм, просто как отрывок чужой судьбы перед глазами, несколько ярких и совершенно "живых" эпизодов. Даже не знаю, чья в этом больше заслуга. ВСЕХ. Так надо было увидеть режиссеру, так надо было снять оператору и, наконец, так надо было сыграть актерам.
Содержания намеренно касаться не буду, хочу, чтобы все посмотрели сначала, тогда уже можно будет задавать вопросы и искать ответы. Ну и религиозную тему тоже пока хотелось бы оставить.
По актерам. Евгений Редько потрясающий. Просто потрясающий, пронзительный до мурашек. Каждая эмоция, каждое проявление мотивированы, все по-настоящему и все в меру. Я не знаю, можно ли было сыграть Гоголя лучше, и если можно, то какие именно претензии предъявить Редько. Я своего Гоголя в нем увидела.
Настя. Умница! Я придирчивая, особенно к тем, кто мне небезразличен, но она действительно умница. Без излишнего напряжения, без надрыва, хотя там запросто можно было переборщить. Не переиграла, все со вкусом, тонко, я бы даже сказала, на полутонах. Мягко - в манерах, в интонациях, во взгляде. Может, при повторном просмотре в глаза бросятся какие-то детали, но пока мне придраться не к чему - очень понравилось. Наталья Сергеевна перед показом заострила внимание на том, что она на одной съемочной площадке свела театрального актера, совершенно непубличного человека, и актрису, которую знают абсолютно все, и растиражированный образ которой вызывает далеко не у каждого положительные эмоции. Так вот, гармонии это не нарушило. Абсолютно. Они вдвоем очень органичны, совершенно созвучны и друг другу, и всему, что их окружает. Я безумно рада, я ждала такого от Насти. Очень хочу, чтобы это оценили режиссеры.
Валентину Теличкину и Анну Левченко хотелось бы отметить. Роли небольшие, но очень яркие и безусловно важные. Мария Бурляева тоже понравилась, вполне убедительна в своем. Правда, был момент, когда смутило несоответствие произносимого текста и читаемых на лице эмоций, несколько неуместная гримаска получилась. Но не придираюсь, в целом, вполне симпатична. К сожалению, не очень впечатлила Инга Шатова, какая-то избыточная аккуратность во всем была, несколько неестественно выглядело местами. Мужчины - Николай Бурляев, Алексей Богданович - хороши. Очень понравился священник, актера совсем не знаю. В целом - все на своих местах, и каждому хочется сказать за это спасибо.
Про операторскую работу писали и говорили много. И действительно есть, о чем сказать. Красота неимоверная, такие планы, такая природа. Музыку Ивана Бурляева для ознакомления тут выкладывали, представление составить можно.
В завершении хочу сказать, что я плакала. Дважды.

***
По поводу сходства с образом "няни". Думаю, помнят все эпизод из какой-то передачи, где она спускается по лестнице и приветствует Гоголя на украинском. Там была схожесть с няней? Я бы, пожалуй, так не сказала, просто звучит украинская речь, но подача в принципе другая. В общем, это единственный эпизод, где можно что-то такое заподозрить. Во всем остальном лично я никакого сходства не нашла, при том, что я в этом плане сама очень придирчивая, и очень переживаю, когда такие "перекликания" случаются. Нет, образ другой. И сама Настя, как мне кажется, там тоже совсем не видна.

Кстати, я вроде говорила, что у нас в зале хлопали после показа. И я не думаю, что по чьей-то указке. Финальная сцена в себе это несла, какую-то высокую эмоцию, которую хотелось выразить. Это, наверное, можно сравнить с эффектом финального аккорда в театральной постановке, к которому зрителя ведут на протяжении всего спектакля. У меня точно аплодисменты были совершенно непроизвольные, сама собой пришла такая реакция.
...я не уверен, что в жизни за преступлением неизбежно следует раскаяние, а за подвигом — блаженство. Мы есть то, чем себя ощущаем. Наши свойства, достоинства и пороки извлечены на свет божий чутким прикосновением жизни...
(Сергей Довлатов)
Аватара пользователя
Yulia
Moderator
Moderator
 
Сообщения: 5630
Зарегистрирован: 01 дек 2009, 16:20
Страна: Россия

Re: Фильм "Гоголь. Ближайший"

Сообщение Maximus » 05 дек 2009, 13:24

Мои впечатления о фильме «Гоголь. Ближайший»

Постарался собрать все свои комментарии с временного форума воедино. Жалко оставлять столько обсуждений, но хотя бы в виде небольшого отзыва сохранятся. Многие, конечно, наверное, уже все это прочитали ранее, но, может, кому-то еще будет интересно.
На истину в последней инстанции не претендую, всего лишь мое субъективное мнение.

Увидеть картину посчастливилось на фестивале документального кино «Соль Земли», что проходит в Самаре. Впечатлений от просмотра много. Даже теперь, спустя пару недель после знакомства с творением Натальи Бондарчук и собирая свои ранее написанные впечатления, я, вспоминая их, ощущаю ту необычную атмосферу, царившую в зрительном зале во время просмотра. Непередаваемые впечатления.

Я практически не буду останавливаться на сюжете и каких-то конкретных эпизодах, т.к. надеюсь, что фильм посмотрят все желающие, и тогда можно будет уделить внимание деталям. Также обойду стороной тему религии и веры. Скажу только, что да, религиозной тематики в фильме довольно много, но никакой пропаганды или чего-то излишнего я там не заметил и не ощутил, все к месту и смысл понятен. Замечу, что, возможно, одного просмотра фильма для понимания каких-то определенных моментов может оказаться недостаточно. Гоголь страждущий, ищущий и находящий ответ на свои душевные и духовные метания. Много его рассуждений, каких-то некоторых недосказанностей. И вообще тема, поднятая Натальей Бондарчук про религию, место человека в этом мире, его путь, судьба, сами по себе непросты. Этот фильм нельзя смотреть "одним глазом", как очередной «блокбастер за 200 млн. $», не боясь, что упустишь какой-то смысл. Без внимательного просмотра многие мысли режиссера вообще можно пропустить мимо. Я и сам понимаю, что не полностью осознал всего того что заложено в картине. Там много не самых простых для восприятия сцен, разговоров, цитат и каждые из них несут определенный смысл. На счет цитат. Если не ошибаюсь, то в каком-то мнении о фильме говорилось, что его герои говорят цитатами. Да, есть такая особенность. Фильм наполнен множеством афоризмов. Думаю, что Наталья Сергеевна вложила столько изречений в уста персонажей, в том числе для того, чтобы расставить определенные акценты в картине и передать смысловую нагрузку эпизодов.
Операторская работа замечательная, несколько раз ловил себя на мысли - какие планы красивые удалось снять украинской природы, русской... Музыка прекрасно дополняет происходящее на экране, очень удачно вплетена в картинку.

По актерам
Вот нигде почти в отзывах про Евгения Редько не говорится (да и вообще про актерские работы), а он ведь великолепен! Не знаю, представить на его месте кого-то еще мне сложно. Его Гоголь: ироничный, комичный, веселый (редкое его настроение в фильме), обычно задумчивый, странный, грустный, трагичный, эмоциональный, сдержанный и одухотворенный… Очень много эмоций передано, ему веришь, сопереживаешь.
Анастасия более чем оправдала мои ожидания. Я так ждал момента увидеть эту ее работу. Как она будет смотреться в непривычном большинству зрителей амплуа и совершенно другой киносреде. Это настоящая серьезная роль, драматическая без каких-либо сомнений. Думаю, все у нее получилось. Ничего лишнего, очень тонко сыграно. Именно так, как надо, в колее всего замысла фильма. Думаю, что если бы позволяла роль, то Настя смогла бы раскрыться еще лучше. По эпизодам с ней пока не буду, но скажу, что в сцене про Пушкина, я первый раз вздрогнул за фильм. Сложно описать, это надо смотреть. Такой я Анастасию еще не видел, нигде. Очень рад за нее, что такая роль появилась в ее копилке работ.
Честно скажу, что я не насмотрелся на ее Смирнову-Россет. При просмотре казалось, что вот очередная встреча ее с Гоголем, их беседа, так быстро проходили и сменялись уже следующей сценой… Кроме роли Редько она появляется на экране чаще других персонажей, призванных раскрыть и показать нам Гоголя, каким его нам представляет Наталья Бондарчук.
Перед началом показа выступал Николая Бурляев и Инга Шатова – представляли фильм. Говорили много и про съемки, и про замысел фильма, и про актеров. Сказали, что снимались актеры почти бесплатно. А для студии Довженко это был последний фильм (студию вроде как продали куда-то), что там при съемках на улице было -5 градусов и внутри тоже -5, что актеры грелись от осветительных ламп и также костюмы пытались подогреть и молились, чтобы им не отключили освещение. Но никто не жаловался. Все понимали, какую работу они делают.
Инга специально в своей речи остановилась на Насте. Сказала, что Анастасия замечательная драматическая актриса, но ее используют в одном амплуа, и Насте очень хотелось сыграть эту роль, и она очень переживала и боялась за свою роль. И что у нее все получилось. Про объем Настиной роли Инга Шатова сказала, что одну из главных ролей в фильме играет всем известная Анастасия Заворотнюк. У Насти роль немаленькая и по объему идет после Редько. С ним, разумеется, сравнить нельзя, Гоголь на экране почти все 100% времени. Но из женских ролей у Насти по эпизодам самая большая. Далее идет роль Марии Бурляевой (не могу не сказать, что Мария понравилась, органично сыграла) и остальных.
Конечно же, с Гоголем никто из персонажей сравниться не может. Николай Васильевич практически все время в центре внимания и все остальные герои, как мне представляется, "крутятся" вокруг него. Они призваны помочь в скитаниях его душе обрести верный, истинный путь и помочь зрителям раскрыть и представить Гоголя таким, каким он был на самом деле (по мнению Натальи Сергеевны).
Что же касается женских ролей, и какая из них главная, я бы сказал так, что из всех выделяются две - это Александра Смирнова-Россет в исполнении Анастасии и Анна Вьельгорская в исполнении Марии Бурляевой. И назвать одну из них главной женской, наверное, было бы не совсем верно. Главная роль в фильме одна - это Гоголь. Но и Смирнова, и Вьельгорская сыграли очень важную роль в судьбе и жизни Гоголя. Поэтому я бы разделил главную женскую роль на два этих образа.
Смирнова-Россет, показанная режиссером, и исполненная Анастасией вообще не предполагает каких-то параллелей с прошлыми недавними киноработами Насти. Это совсем другая роль. И я согласен, что Россет в фильме показана "одинокой страдающей женщиной", как некий отголосок или часть души самого Гоголя, а не светской "львицей" своего времени. Веселой, кокетливой и остроумной она, пожалуй, показана лишь однажды в самом начале фильма. Но известие о смерти Пушкина изменило ее, изменило Гоголя. И потом, спустя время, в следующих эпизодах мы наблюдаем беседы двух страдающих единых душ, земным обликам которых не суждено быть вместе в этом мире. Самой Насти я там тоже не увидел. Этот ее образ очень сильно отличается от всех остальных. И я желаю Анастасии двигаться в этом направлении дальше. Невероятно интересно увидеть ее в таком амплуа в других работах.

-----
Я не могу сказать, что являюсь знатоком или любителем фильмов подобных жанров. И честно признаюсь, что попал на показ из-за любимой актрисы (но это ведь нормально). Мало такого кино очень, точнее очень мало таких фильмов показывают зрителю. Но, по-моему, невозможно не оценить замысел режиссера и не увидеть (точнее даже не прочувствовать), сколько души и труда каждым из актеров вложено в картину. На днях посмотрел очередной кассовый голливудский фильм, снятый за бешеные деньги – 2012. Да, интересно смотреть, да, спецэффекты красивые, масштаб происходящего велик, но, где-то все это я уже видел, и помногу раз. Посмотрел и забыл. Впечатления от «Гоголя» для меня оказались сильнее, да они и совершенно другого рода и характера.

Что касается реакции зала. Начну с того, что я предполагал, что в наше время зрителей на подобных фестивалях бывает не очень много. И был приятно удивлен, что это совсем не так. До начала церемонии закрытия фестиваля и показа фильма, зрители собирались в холле около кинозала. И с каждой минутой их становилось все больше. В итоге перед тем, как стали пускать в зал, практически весь холл был заполнен, и уже внутри зала образовалась очередь на зрительские места. Я было даже подумал, что всем места не хватит. Но хватило. Зал не очень большой, но и не такой маленький. Примерно на 350 мест и заполнен был почти полностью, процентов на 90.
Что сказать про реакцию. Зал смеялся при комичных эпизодах с Гоголем (таковых в фильме не много, но улыбку действительно вызывают) и замирал, когда на экране разворачивались трагичные сцены. Была правда пара случайных зрителей, которым явно было неинтересно, смеялись не к месту и разговаривали, но в итоге, к всеобщему удовлетворению они ушли. Когда пошли финальные титры, начались аплодисменты. А в зале кроме самих зрителей и не было никого (имею ввиду кого-то из причастных к созданию фильма, кому бы можно было хлопать), свет еще не включили, а зрители аплодировали. И я был по-настоящему удивлен следующему факту. Я впервые видел, чтобы, когда начались финальные титры, практически все продолжали находиться на своих местах (лишь 2-3 человека поспешили на выход и то один задержался, видя, что все сидят). Досмотрели все титры до конца, кто-то, как мне показалось, даже внимательно читал их. И после окончания уже и титров и включения, наконец, света, аплодисменты раздались вновь, даже более сильные, чем первые. Я даже несколько поражен был такой реакции. Впервые находился среди такой публики.
Кстати, на счет публики. Она была самой разной: и женщины, и мужчины, молодежь, люди среднего возраста, уже в возрасте, кто-то пришел с детьми. Смотрели фильм также и награжденные по итогам фестиваля режиссеры и актеры, наши местные и приезжие.

-----
Что еще хочется сказать о фильме. Наверное, сложно обойти тему кризиса и те финансовые трудности, с которыми столкнулись создатели картины. Есть большое сожаление у меня, что реализовать в полной мере, точнее в полном масштабе и объеме, как и планировалось изначально до кризиса, свой замысел Наталья Бондарчук не смогла. Я говорю именно о технической стороне вопроса. Фильм идет без малого 2 часа. И ему тесно в этих временных рамках. К сожалению заметно, что многие моменты, сцены, нюансы сюжета пришлось убрать из картины (вспоминается, что режиссер 7 раз переписывала сценарий...). Жертвами кризиса стали панорамные съемки во Франции и Италии. Мы это уже знаем. Да, там использованы натурные фотографии, и они органично вплетены в картинку, даже "оживлены" каким-то образом. Но во второй части фильма, я пару раз ловил себя на мысли, что, какой же огромный первоначальный масштаб и замысел был у Натальи Сергеевны, как много она хотела рассказать и показать... Но пришлось использовать ресурсы холодной киностудии Довженко, вместо теплой Италии. Если бы не было таких финансовых проблем, думаю, что фильм был бы значительно длиннее по хронометражу и красивее (природа России, Украины, Франции, Италии...). Николай Бурляев и Инга Шатова в своем слове сказали, что это очень недорогой фильм, но они (и все актеры) снимались в нем не из-за денег. Мне понравились слова Николая Бурляева, что он не может и не играет те роли, под которыми не может сам подписаться. И от многих предлагаемых ролей он отказывается, но тут согласился, чтобы помочь и поддержать Наталью Бондарчук и потому что это Кино, именно так, с большой буквы.
Необходимость ломает все законы. Сенека
Аватара пользователя
Maximus
Support Team
Support Team
 
Сообщения: 2598
Зарегистрирован: 01 дек 2009, 09:02
Страна: Россия

Re: Фильм "Гоголь. Ближайший"

Сообщение Julia » 06 дек 2009, 08:30

Музыкальные темы из к/ф "Гоголь. Ближайший", автор - Иван Бурляев.

Main Theme
Intermezzo
Intro
Introducing
Motion
Rosset Theme

p.s. тоже хочу сказать спасибо за форум, так оперативно всё получилось, здорово :rose:
Аватара пользователя
Julia
Заслуженный
Заслуженный
 
Сообщения: 619
Зарегистрирован: 01 дек 2009, 22:30
Страна: Россия

Re: Фильм "Гоголь. Ближайший"

Сообщение Julia » 06 дек 2009, 17:00

Хронология событий, связанных с фильмом "Гоголь. Ближайший".

4 марта 2009 г. - Центральная библиотека мемориального центра "Дом Гоголя", первый закрытый показ.

20 марта 2009 года - Библиотека киноискусства им. С.М.Эйзенштейна. Показ фрагментов фильма "Гоголь. Ближайший".

30 мая 2009 г. - XVIII МКФ "Золотой Витязь" (г.Липецк), конкурс "Художественные Фильмы". Премия "Золотой Витязь". "Гоголь. Ближайший" также был отмечен дипломами "За лучшую главную женскую роль второго плана" (Мария Бурляева) и "За лучшую операторскую работу" (Мария Соловьева).

20 июня 2009 г. - специальный показ фильма "Гоголь. Ближайший" в Доме кино Союза кинематографистов в рамках XXXI Московского Международного кинофестиваля.

6 июля 2009 г. - XIII Всероссийский фестиваль визуальных искусств в детском центре "Орлёнок", внеконкурсный показ.

20 и 22 июля 2009 г. - V Севастопольский международный кинофестиваль. Приз оргкомитета фестиваля.

27 июля 2009 г. - показ фильма в рамках молодежного слета "Селигер-2009".

24 августа 2009 года - показ фильма в рамках фестиваля "Маэстро" (Италия)

10 сентября 2009 года - IV Народный кинофестиваль "Земля отцов – моя Земля! ", Краснодарский край, г. Усть-Лабинск.

17 сентября 2009 года - показ фильма в с.Поярково в рамках Кинофорума "Амурская осень – 2009"

18 сентября 2009 года - показ фильма в Благовещенске в рамках Кинофорума "Амурская осень – 2009". Спецприз оргкомитета "За сохранение и развитие духовных традиций в киноискусстве".

20 сентября 2009 года - Второй всероссийский кинофестиваль актеров-режиссеров "Золотой Феникс", Смоленск.

29 – 30 сентября 2009 года - Международный семинар "Н.В. Гоголь в мировой художественной культуре" (г.Харьков). Демонстрация фильма "Гоголь. Ближайший".

30 сентября 2009 года - IV фестиваль исторических фильмов "Вече", Великий Новгород. Приз "Вера".

12 октября 2009 года - показ фильма в Нижнем Новгороде.

15 октября 2009 года - просмотр фильма в Большом зале Дома правительства.

29 октября - 3 ноября 2009 года – показ фильма в рамках Дней "Золотого Витязя" в Австрии и Словакии.

30 октября 2009 года - Н.С. Бондарчук награждена премией "Золотое перо Руси-2009" за высокое художественное мастерство сценария и постановки фильма "Гоголь. Ближайший".

5 ноября 2009 года - IX Кубанский международный православный кинофестиваль "Вечевой колокол" (г.Краснодар).

7 ноября 2009 года - VI Международный благотворительный кинофестиваль "Лучезарный ангел", Москва. Игровой конкурс. Спецприз жюри "За создание образа выдающегося русского писателя"

11 ноября 2009 года - презентация фильма "Гоголь. Ближайший" в Белгороде.

20 ноября 2009 года - показ фильма в рамках традиционных Дней духовной культуры в Архангельске.

24 ноября 2009 года - Второй открытый Всероссийский фестиваль документальных фильмов "Соль Земли" (г.Самара).
Аватара пользователя
Julia
Заслуженный
Заслуженный
 
Сообщения: 619
Зарегистрирован: 01 дек 2009, 22:30
Страна: Россия

Re: Фильм "Гоголь. Ближайший"

Сообщение olviya » 08 дек 2009, 01:05

Yulia, Maximus спасибо большое за такие интересные отзывы о фильме.
olviya
Активный
Активный
 
Сообщения: 136
Зарегистрирован: 04 дек 2009, 08:38

След.

Вернуться в Проекты в кино

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Yahoo [Bot], Yandex [Bot]