Рецензия: фильм "Артефакт"

Информация о фильме

Эта история началась с неслучайной встречи двух незнакомых людей. С непонимания, несимпатии, недоверия. Он просто хотел забыть свою душевную боль, она - свои текущие проблемы. Она была ему не нужна, он ей – неинтересен. И именно из этих «не», из этих несогласий и противоречий складывается первая половина их совместного пути. Путешествие к морю оказывается для героев не совсем обычным, их собственные мысли и желания выстраиваются для них в нестройную полосу препятствий. Воспоминания, опасения и просто недомолвки некоторое время мешают им воспринимать друг друга. Но сознание вдруг услужливо перекидывает мостики из реального мира в мир воображения, те самые мосты, по которым проезжают герои, воскрешая картинки из прошлого и находя странные совпадения. И чем дальше, тем сложнее становится разграничить сон и явь, а новая знакомая почему-то все больше напоминает Виктору его погибшую жену.
После первого просмотра вопросов остается больше, чем ответов. Головоломка разгадывается постепенно, с каждым пересмотренным эпизодом, с каждой подмеченной деталью. И в итоге становится понятно, что главный герой в конце этого загадочного путешествия просто встречается со своим прошлым и наконец-то его отпускает. Избавляется от обременительного груза ответственности за чудо-программу, калечащую жизни, избавляется от сомнений и тяжелых мыслей. Где здесь быль, а где небыль, сказать по-прежнему сложно, как и сложно до конца понять, кем же все-таки была странная безымянная попутчица Виктора – реальным персонажем или плодом его воображения? Что за метаморфозы происходили с ней на протяжении пути? А может, этот побег к морю и романтическое приключение им двоим еще только предстоят? Пожалуй, точку в этой истории каждый зритель поставит для себя сам. Главное – захотеть ее понять, проявить любопытство и подключить фантазию, ну и, конечно, не забыть про чувство юмора.
Кстати, о юморе. В фильме его немало. Видимо, режиссер, не желая уходить в абсурдизм или явную фантастику, решает заполнить всё кинопространство своей картины полушутливыми ситуациями и запоминающимися забавными эпизодами и персонажами. И это срабатывает: фильм не раз заставляет нас улыбнуться и оставляет приятное послевкусие.
Андрей Соколов, дебютант в режиссуре, в первой же работе осторожно и неторопливо нащупывает свой стиль. При кажущейся легкости фильм заметно философствует на извечную тему желаний, которых надо бояться. Уникальная разработка талантливых супругов-программистов - программа «Артефакт», воплощающая мечты в реальность и увлекающая слоганом «Включайся и будь счастлив», лишает этого счастья в первую очередь своих владельцев. Ведь счастье – это любовь, а ее нельзя программировать, ей нужно просто жить.
И если отбросить все зашифрованные смыслы и все подтексты, то именно историю любви представляют на наш суд актеры Александр Лазарев и Анастасия Заворотнюк. Любовь как движение двоих навстречу друг другу, как путь к пониманию и познанию. Любовь от самого ее истока до мощного, бурлящего потока чувств и эмоций. И передать эти ощущения актерам удается. Герой Александра Виктор – сдержанный, ироничный и немного погруженный в себя. Героиня Анастасии – эксцентричная, напористая и прямолинейная. Они совершенно разные, и тем интереснее наблюдать происходящие в них перемены, ведущие к сближению. Надо сказать, что у героини эти перемены заметнее, ощутимее, видимо, в силу того, что образ ее постепенно сливается с образом жены Виктора Риты. И вот из шумной, взбалмошной особы она превращается в нежную, любящую женщину. Меняются жесты, интонации, даже взгляд и улыбка. В конечной точке путешествия перед нами уже совсем другой человек, легкое, хрупкое, солнечное создание. Так в чудесах ли техники дело? Пожалуй, что нет.
Красок в фильм добавляют несколько весьма занятных персонажей. Скандальная парочка на раритетном «москвиче» (Гарик Харламов и Ксения Собчак), предприимчивый аферист-вымогатель (Алексей Панин) хоть и нарочито комичны, но вполне органичны в обыгранных ими ситуациях. Правда, никакой смысловой нагрузки их присутствие в картине не несет, и эти эпизоды с легкостью заменили бы любые другие «дорожные» истории, но право выбора сталось за режиссером.
Если все же говорить о минусах, то, возможно, фильму не хватило каких-то сюжетообразующих связок, местами нарушается целостность событийного ряда. Особенно заметно это становится ближе к развязке, когда возникает чувство, что какое-то логическое звено цепочки забыто или утеряно. Финал понятен, но отсутствие некой предпоследней ступеньки, увы, ощущается.
А вот к несомненным удачам «Артефакта» можно отнести музыку Павла Кашина. Она заполняет собой все пространство фильма, живет вместе с персонажами, существует в каждой сцене, задавая темпоритм и улавливая настроение. Мотив движения, мотив свободы, мотив любви…
Фильму досталось от критиков. Что-то можно оспорить, с чем-то согласиться, но для поклонников Анастасии это прекрасная возможность увидеть любимую актрису в новой ипостаси на очередном этапе ее творческого пути.

© a-zavorotnyuk.ru