Рецензия: фильм "Код апокалипсиса"

Информация о фильме

На что способна женщина, когда ее лишают самого дорогого? На что способна женщина, когда ее загоняют в угол? А если эта женщина еще и офицер спецслужб и несет ответственность за тысячи жизней? Действительно, на многое. Сегодня женщины в форме – далеко не миф. И задачи перед ними ставятся не менее сложные, чем перед мужчинами, и справляются они с ними ничуть не хуже, чем сильный пол. Так что нежизненной саму идею «боевика с женским лицом» не назовешь. Другой вопрос – ее воплощение. Создатели фильма посчитали, что если уж побеждать, то сразу «вселенское зло», побеждать красиво и с размахом, отвоевывая право нации на патриотизм. И, кажется, немного увлеклись. Патриотическая тема получилась очень прямолинейной и даже слегка навязчивой, причем обозначена она, в основном, эпизодами на Лубянке, немного искусственно расставляющими нужные акценты на всем повествовании. И словно в системе концентрических сфер, внутри этой большой темы существует еще одна, более частная. У них общая «ось», но немного разное наполнение. Именно поэтому хочется условно отделить их друг от друга и рассмотреть характеры и взаимоотношения персонажей.
Итак, Мари. Вся ее жизнь подчинена работе, поскольку у нее опасная профессия, требующая полной отдачи. Ее ценят и доверяют ей самые сложные и ответственные задания. Но в какой-то момент женщина в ней берет верх над профессионалом, и она попросту влюбляется. Всерьез. У них почти нет времени на обычную в таких случаях романтику, их совместное время вообще исчисляется минутами. И всё, что остается у нее после его гибели – фотография города, где этих счастливых минут было чуть больше, чем обычно. Этой фотографии и доверено хранить, возможно, самые теплые воспоминания ее жизни. Кроме того, смерть любимого человека добавляет еще один пункт к ее оперативному плану – отомстить. Теперь у нее есть и личные счеты с международным террористом, и, как не убеждай себя держать голову в холоде, а это всегда чуть больше, чем просто война за свободу и независимость. Нет, о своей главной задаче она не забывает, но иногда и у «железной леди» эмоции берут верх над здравым смыслом. Так происходит, когда она, пренебрегая безопасностью, идет вызволять ту самую свою фотографию, так случается и когда она впервые встречается с якобы Палачом, видит в нем, в первую очередь, своего личного врага и почти срывает операцию. И все же «агент Мари» боец, и привыкла идти до конца. Она берет себя в руки, прикладывает все мыслимые и немыслимые силы и ставит точку в этой истории, лишь в самом конце давая понять, что всё это время она искала именно убийцу любимого и мстила за свое разрушенное счастье. Об этом говорит последняя произнесенная ею фраза: «Он нашел Палача».
А дальше – она, конечно же, спасается. Ее, конечно же, представят к какой-нибудь серьезной награде. Эффектно летят самолеты, демонстрируя мощь российской военной авиации. Впечатленные подвигом американцы отдают русским честь. «Мировое зло» повержено, и теперь повсюду обязательно воцарится благодать. Но в поднимающемся в воздух вертолете уже не «агент Мари», а обычная женщина наконец-то дает волю слезам: она кому-то помогла, но ничего не вернула себе. И так ли уж надо ей было выбираться из заминированного бункера? Кому здесь есть дело до ее маленьких проблем?
Жаль, что многие подошли к этой истории лишь с мерками остро патриотического боевика и не захотели заметить за контекстом еще и обычную человеческую драму. Возможно, дело в том, что после нашумевшей «Няни» кардинальную смену имиджа Анастасии Заворотнюк поняли далеко не все. Сомневались - а сможет ли вчерашняя хохотушка стать офицером ФСБ? Ну вот, опять короткие юбки и откровенные декольте, и снова она кого-то соблазняет - это несерьезно и неубедительно. Между тем, всё абсолютно оправдано самой ситуацией, когда, отвлекая внимание противника от главного, приходится обратиться к самому простому и поверхностному – не профессиональные качества, а чисто женские уловки способны усыпить бдительность самого осторожного мужчины. В целом же образ выдержан. Для сегодняшней Мари он лаконичен и строг, а в Мари-Даше из прошлого еще видны мягкость и легкая неуверенность. С Сергеем она влюбленная и немного застенчивая, с улыбающимися глазами и нежностью в голосе. С Палачом это женщина, которой уже нечего терять, жесткая, решительная, непримиримая, со стальным холодным взглядом и порывистыми движениями. И эти такие разные состояния своей героини Анастасии прекрасно удалось передать.
Роль террориста № 1 досталась французскому актеру Венсану Пересу, и это, несомненно, стопроцентное попадание. Поистине демоническая сущность героя раскрывается постепенно. Он очень умело выстраивает свою игру, примеряет разные маски, просчитывает любые ситуации, легко сбивая с толку всех, кто его окружает. Даже для собственных приспешников он до конца остается всего лишь исполнителем, а не заказчиком. Палач верит только себе, при этом он умен и одержим, и это действительно самое страшное сочетание из всех, что можно представить. Поначалу он подкупает своим обаянием, но, по мере приближения развязки, превращается в настоящего зверя, неуправляемого маньяка. Перес играет по-настоящему мощно и уверенно, прекрасно чувствуя все грани состояний своего героя.
Интересная роль у Оскара Кучеры. Его Антон – человек изначально в детали проблемы почти непосвященный, а впоследствии ближайший помощник Мари, явно попадает в довольно неожиданную для себя ситуацию. Он не до конца понимает, что происходит, но с любопытством и самоотверженностью подростка всегда готов мгновенно броситься на помощь. В какой-то момент это, увы, стоит ему жизни. Несмотря на то, что незначительным, проходным персонажем Антона никак не назовешь, роль в этой истории ему отведена подчеркнуто второстепенная. Он просто «компьютерная мышь», всегда идет след в след, всегда остается в тени, и даже момента его нелепой гибели Мари не успевает заметить. Тем не менее, герой Оскара Кучеры, несомненно, запоминается зрителю, ведь именно ему удается привнести в фильм долю адекватного, ненавязчивого юмора.
Помимо прочего, фильм отличается по-настоящему красивым и качественным визуальным оформлением. География съемок впечатляет: Франция, Италия, Норвегия, Малайзия… В каждой стране – незабываемые городские зарисовки и роскошные интерьеры дорогих отелей. Любителей спецэффектов привлекут сцены захватов и взрывов во владениях арабского террориста. Очень оригинальна задумка с «оживающими» картинками, переносящими в бурлящую жизнь четырех крупнейших мегаполисов мира, которые совсем скоро могут быть полностью уничтожены. Размах и масштабность проекта не заметить сложно. И все же не покидает ощущение, что большая патриотическая идея, заявленная как основа фильма, получилась слабее и бледнее той истории, что рассказывают нам сами герои.

© a-zavorotnyuk.ru