Рецензия: фильм "Наследник"

Информация о фильме

Этот фильм редко увидишь в эфире, почему-то на телеэкранах он так и не прижился. Возможно потому, что среди столь популярных в 2000-е фильмов о бандитской романтике постсоветской России он не так постановочно эффектен и красив, не снабжен лихо закрученным сюжетом, да и собственно романтизации преступного мира  начисто лишен, оставляя белое белым, а черное – черным. Здесь зло не должно и не может быть привлекательным, но, как это часто и бывает в жизни, оно имеет больше привилегий и оказывается сильнее любой морали. Человек слаб перед собственным страхом, особенно когда доподлинно известно, что выбора практически нет.
Главный герой, молодой парень Андрей, мог бы прожить обычную жизнь: воплотить мечту детства и стать летчиком, потом, возможно, завести семью, воспитывать детей и не знать ничего о том, как происходит круговорот больших денег в большой политике. Но его судьбу решает отец, бывший партийный деятель, желающий искупить невольные ошибки прошлого и восстать против коррумпированной власти. Идея поистине благородна, но изначально утопична, поскольку слишком очевидно, что одиночное противостояние выработанной годами системе не имеет шансов. Итог понятен – и отец, и сын погибают, но если первый идет на это сознательно и с полным пониманием происходящего, то второй просто попадает в безжалостную «мясорубку», выбраться из которой он не в состоянии. Фильм жесток полной тупиковостью и инфернальностью ситуации, но надо полагать, что конфликт человека и власти здесь вовсе не главный, куда важнее конфликт человека и его совести. Не зря система персонажей именно такова: циничный депутат, планирующий на месте храма построить казино – верный способ «отмывания» «грязных» денег, честный бизнесмен, мечтающий «поднять Россию с колен», репрессированный за веру священник, содержащий приют для обездоленных и всеми забытых… Духовная градация. Сюда же стоит добавить два женских персонажа – жену честного бизнесмена и дочь репрессированного священника. Судьба одной - быть орудием политических игр, переходящим знаменем владельцев больших капиталов, но хотя бы иметь при этом все материальные блага, вторую же, непосредственного доверчивого подростка, просто единожды используют и забудут, наверняка оставив на ее душе болезненный рубец. И внутри этого круга лиц мечется сомневающийся и напуганный молодой парень, который тянется к хорошему, а идти вынужден к плохому. В итоге он все же сделает свой нравственный выбор в пользу первого, и его убийство священником из ружья прямо в храме станет не то высшей степенью абсурда, не то справедливости... Уже не разберешь. Интересно, что в титрах у героев нет имен: отец, сын, жена, друг, депутат, священник, дочь священника, майор, бомж и так далее. Это словно и не конкретные личности, а скорее социальные статусы с типизированной системой взаимоотношений. Условно говоря, «отец» и «сын» всегда заодно, «друг» никогда не предаст, в отличие от «жены», если она при этом не «мать». «Депутат» не думает о народе, поэтому вокруг столько «бомжей», а простому «майору» не положено лезть не в свое дело. «Священник» - носитель духовности, обидеть «дочку священника» - духовностью показательно пренебречь. Вот такая картинка, что-то вроде социального каркаса. Все это, приправленное довольно мрачными пейзажами, воспринимается непросто и в целом явно не улучшает настроения рассчитывающего отдохнуть перед телевизором зрителя. Зато дает почву для размышлений.  
Важно сказать, что все актеры здесь абсолютно органичны – сюжету, своим ролям, друг другу. Правдоподобно и убедительно играют не только признанные метры вроде Валерия Баринова и Александра Пороховщикова, но и такие не очень известные широкой публике актеры, как исполнитель главной роли Артем Каминский.
Анастасии Заворотнюк досталась роль дочери священника - Насти. Роль небольшая, но, как сказано выше, для понимания сути важная. Настя – искреннее, неиспорченное создание, сущий ребенок, которому хочется свободы и развлечений. Она выросла не в достатке, зато, наверняка, в любви, причем в любви к людям вообще. В ней нет страха, есть только любопытство и доверчивость. Это видно уже при ее первом знакомстве с Андреем, когда Настя хоть и смущается, но все же явно реагирует на проявленный к ней интерес гостя. Ее открытость, распахнутость очень заметна в совершенно беззаботном смехе, в искрящемся взгляде, во всей ее юношеской живости. Когда и эти глаза потухают, интуитивно чувствуется, что развязка истории совсем близка и совершенно безрадостна. Роль с минимумом текста актрисе удалось прекрасно сыграть практически одними глазами, она смогла передать ключевые моменты, не только очень точно отражающее внутреннее состояние своей героини, но и тянущие ниточку к общей череде событий.
Про такие фильмы говорят – на любителя. И, пожалуй, это действительно так. Унылость и гнетущую безысходность «Наследника» практически ничто не разбавляет. Но при этом ему нельзя отказать в наличии смысла и глубины, что при соответствующем настрое уже является хорошим стимулом к просмотру.

© a-zavorotnyuk.ru