Рецензия: фильм "Шекспиру и не снилось"

Информация о фильме

Жанр водевиля в современном российском кинематографе непопулярен, а если быть точнее, то его, как такового, практически и не существует. Последние попытки снять что-то песенно-музыкально-танцевальное остались в 70-х годах прошлого столетия, да и были это не водевили, а музыкальные комедии или экранизированные оперетты. Между тем, классический русский водевиль заявил о себе в первой половине 19 века, и его существование в чистом виде было ярким, но недолгим. Водевиль отличался своей актуальностью, злободневностью тем и типажей, одновременно остротой и легкостью подачи, чем и снискал свой большой успех у зрителей. Но сохранить оригинальность жанра надолго не удалось, довольно скоро он был поглощен традиционной комедией, отбросившей за ненадобностью всю его музыкальность и особую выразительность.
Режиссер Алексей Зернов в своем фильме «Шекспиру и не снилось» сделал попытку не то чтобы возродить подзабытый вид драматургии, примерив его на современность, а, скорее, выполнил что-то вроде стилизации, подражания лучшим водевильным постановкам. Так и не рискнув, впрочем, «отлучить» их от привычного временного периода. Сюжет закручен по всем правилам: интриги, погони, сватовство, недоразумения и долгожданная развязка, расставляющая всех и вся по своим местам. Всё это щедро сопровождают песни, танцы, а так же всевозможные шутки и каламбуры из уст героев. Что касается последнего, то работу сценарной группы над текстом хочется отметить особо: сюжет требовал и разбойничьего жаргона, и обычных для 19-ого столетия разговорных речевых оборотов. Монологи и диалоги действующих лиц получились настолько стилистически насыщенными, ёмкими и искрящими остроумием, что их так и тянет разобрать на цитаты, сохранить и запомнить, ведь они возвращают нам почти утраченную сегодня красоту и образность родного языка. Да и вся «картинка» фильма, дополняемая такими текстовыми жемчужинами, играет совершенно особыми оттенками.
Важно отметить, что визуальное оформление соответствует - костюмы, интерьеры (за редким исключением, вроде современных пластиковых окон по фасаду зданий) и вся внешняя составляющая образов хороши и уместны. На самих же образах стоит остановиться подробнее.
Итак, троица «актеров поневоле» - обычные мелкие воришки, до поры-до времени не попавшиеся в руки правосудия. Лизон в исполнении Анастасии Заворотнюк – самая очаровательная разбойница, этакая хитрая лисичка, милая и обаятельная, умеющая незаметно и ловко управлять любой ситуацией и руководить мужчинами. Ну чем не актриса? Да самая настоящая, ведь она с легкостью убедит кого нужно в чем угодно. То она обворожительная кокетка, что-то ласково щебечущая любимому «на ушко», то гордая, решительная барышня, нетерпящая малейшего невнимания к себе, а то гроза всех бандитов, настоящая атаманша, которая и ножичком орудует умело, и на крыше кареты спляшет запросто. И всё же есть в этом образе что-то… почти что сказочное. Не зря приходят на ум и Лиса Алиса из сказки про Буратино, и Маленькая Разбойница из «Снежной Королевы», что отнюдь не в минус ни самой актрисе, ни этой чудесной предновогодней истории, коснувшейся еще и традиций столь любимого нами детского игрового кино. Несмотря на заметные параллели, персонаж получился самостоятельным и цельным, динамически развивающимся и многослойным. В какой-то миг оказывается, что и неунывающей разбойнице не чужды обычные женские слабости, и без настоящей любви в ее жизни многое теряет смысл. Момент откровения срывает все видимые маски, а под ними обнаруживает нежное, ранимое создание, хрупкое, беспокойное, любящее сердечко, и становится понятно, что упрямо стоять на своем героиню заставляет лишь глупая гордость. И это маленькое открытие дает возможность совсем по-новому взглянуть на ход событий. Хочется отметить, что Анастасии удались и голосовые эксперименты, и все мимические, жестикуляционные преобразования, столь интересные и значимые для данной роли. Ее героиня не дает скучать, она приковывает к себе внимание зрителей с первых и до последних кадров.
Мавродий (Сергей Жигунов) – также персонаж весьма занимательный. Уже в одном его имени ассоциативно улавливается и что-то забавное, и что-то мошенническое. Что уж говорить об облике, в котором тоже можно угадать черты самых разных известных публике котов – от кота Базилио до Кота в сапогах. Но и в этом далеко не вся его сущность. Практичный и самоуверенный поначалу, он, как и Лизон, «ломается» на любви и, как и она, страдает от собственного упрямства. Правда, успевает проявить и решимость, и твердость своему слову, и даже истинное благородство в финале всей этой невероятной истории.
Третий горе-бандит – Алтын (Борис Смолкин) – пожалуй, самый сомневающийся и беспокойный в этой небольшой команде. Дело свое он знает, но вот излишняя совестливость частенько мешает его возможному триумфу. Да и не ждет он в глубине души никаких свершений на своем воровском поприще, а давно уже мечтает о домашнем уюте и теплом семейном очаге. Зато в роли «ревнивого мавра» нерешительный Алтын хорош, как, несомненно, хорош прекрасный актер Борис Смолкин в роли нерешительного Алтына.
Ольга Прокофьева и ее одинокая, истосковавшаяся по любви и сильному мужскому плечу Серафима, тоже заслуживает неподдельного внимания зрителей. Искренняя, добрая мечтательница, в одночасье приблизившаяся к исполнению одного из самых заветных своих желаний – стать актрисой, - и трогает, и вызывает улыбку.  Кроме того, как и каждая женщина, она ждет своего прекрасного принца, но в сотый раз подтверждает известную истину о том, что любовь приходит к нам внезапно и, подчас, в самом неожиданном облике.
К слову, говорить о «четверке из «Няни» применительно к данному фильму совсем не хочется, поскольку и характеры, и система взаимоотношений персонажей дают нам возможность увидеть абсолютно другую историю, рассказанную полюбившимися актерами. А еще не хочется забывать и смешного, нелепого, влюбленного гусара (Гарик Харламов), и ответственного театрального директора (Юрий Стоянов), и трио незадачливых антрепренеров, да и Татьяну Кравченко – ограбленную Жбаниху – можно полюбить уже за один ее только выразительный вопль о помощи. Каждый образ нарисован ярко и сочно, в каждом – своя изюминка и своя идея, собирающая воедино весь этот пестрый пазл.
Но водевиль ни за что не родился бы без песен, веселых и грустных, лирических и даже «блатных». Поэт-песенник Юрий Энтин и композитор Алексей Шелыгин подарили фильму семь оригинальных и совершенно разнообразных музыкальных историй, семь уникальных песенных монологов, а вместе с ними семь маленьких отдельных спектаклей с танцами и бьющими через край эмоциями.
Так удался ли режиссеру старорусский водевиль? Пожалуй, что всё-таки да. И уж точно удалась ему прекрасная зимняя сказка, уютная и светлая, как мягкий снежок за окошком в счастливый праздничный вечер.

© a-zavorotnyuk.ru