Интервью Анастасии Заворотнюк журналу "Viva"

май 2005

 

Героиня сериала «Моя прекрасная няня» Вика Прутковская не только полюбилась телезрителям - она стала буквально культовым персонажем.

- Как изменилась ваша жизнь с появлением «Моей прекрасной няни»?

- Она изменилась кардинально - все перевернулось с ног на голову. С того момента, как я попала на съемочную площадку, мне кажется, что ее не покидаю. Я-то вначале думала, что буду приходить на работу утром и уходить, как все нормальные люди, в 6-7 вечера. Но уже в первый же съемочный день я поняла, насколько заблуждалась: съемки начались в 8 утра и закончились в 4 ночи. Конечно, работа над сериалом меня очень радует, но все же я испытываю огромный дефицит общения с мужем, детьми.

- Как дети относятся к тому, что мама «ушла из семьи», и теперь ее чаще можно увидеть в телевизоре, чем дома?

- Когда начали показывать сериал «Моя прекрасная няня», то Майкл (4-летний сын Анастасии- прим. автора) очень сильно переживал, плакал, думал, что мама ушла жить к Шаталину. Поэтому пришлось привести его на съемки, познакомить с актерами, объяснить, что это только работа. Теперь Майкл мечтает сниматься в кино, а вот старшая, Анечка (8-летняя дочь Анастасии - прим. автора), очень спокойно относится к съемочной площадке. Дети очень скучают по мне, вот и приезжают с няней на студию.

- Вы играете няню, имеющую весьма своеобразное представление о воспитании подрастающего поколения. А как вы своих детей воспитываете?

- Я воспитанием заниматься не люблю, потому что начинаю сильно давить на детей. А это я себе запрещаю. Дома же мы можем полежать в обнимку, посмотреть мультики, побегать. Помню свое детство: мои родители тоже очень много работали, но когда у них бывали выходные, то мне казалось, что счастливей меня нет никого на свете. Мне казалось, что ни в одной семье нет такого понимания, как в нашей.

- У вас не возникло «головокружения от успехов»?

- К счастью, нет. Сейчас, когда у меня двое детей, а за плечами работа в театре «Табакерка», мне кажется, я достаточно адекватно отношусь к испытанию популярностью. Моя позиция такова: я честно делаю свое дело, вкладываю все, что в моих силах, в этот проект. Кому-то очень нравится сериал и моя героиня Вика, кто-то, наоборот, ругает. Но я совершенно не успеваю следить и, тем более, обращать внимание на критику, я просто работаю.

- Вы - драматическая актриса. И вдруг такая гротескная Вика?

- Роль Вики для меня совершенно несвойственна. Я первый раз играю такую ярко характерную героиню. И я даже не очень понимаю, как это могло у меня получиться. Действительно, я играла драматические роли, лирических героинь. Первой мой фильм был «Машенька» по Набокову. А в театре моя самая любимая роль - Варя в спектакле «Страсти по Бумбарашу», где я играла с Женей Мироновым. Но благодаря Вике у меня ушли многие комплексы. Такая плотная работа отнимает время, зато придает уверенность в себе. Когда я работала в «Табакерке», то не могу сказать, что была завалена работой, что у меня был избыток первых ролей. Естественно, в актере такая невостребованность рождает неуверенность, начинаешь задумываться: «А может, ты занимаешься не своим делом?» Но когда начинаешь активно трудиться, да еще видишь, что результат нравится людям, конечно же, комплексы уходят.

- Думаю, фраза «в одно утро она проснулась знаменитой» - это о вас. Каково это - вдруг попасть в самый центр всеобщего внимания? Наверняка общения с вами теперь ищут многие?

- Я вообще очень люблю людей и ценю общение. Это у меня наследственное от мамы и бабушки. Контакт с окружающим миром для меня очень важен, именно поэтому я всегда понимала, что не смогу остаться в другой стране. Ведь только на родном языке ты можешь выразить какие-то тонкости, нюансы. А что касается внимания людей... Оно бывает совершенно разным. Как-то из Москвы летела в Киев и в аэропорту покупала чай. Когда разворачивалась, меня сбил человек, и я облилась кипятком. Он, видимо, узнал меня и от удивления даже не извинился. Когда была в Киеве, то приехала на Бессарабский рынок, и ко мне стали продавцы подходить, предлагать попробовать их товар. А одна бабушка говорит: «Ой, доця наша прыйихала! Дывысь, яка худэнь-ка». Вообще, когда я приезжаю в Украину, то чувствую тепло от людей.

- Ну да, не зря ваша Вика говорит именно с украинскими интонациями. У вас есть родня в Украине? Расскажите о своей семье.

- У меня есть дальние родственники в Украине, но сама я родом из Астрахани. Моя мама актриса, а папа режиссер. Разумеется, с детства я мечтала быть актрисой и при каждом удобном случае увязывалась за мамой на работу в театр. Среди актеров мне было намного интереснее, чем в детском садике. Я не пропускала ни одного спектакля, в котором играла моя мама. Приходила в зрительный зал, окидывала всех гордым взглядом - ведь сейчас будет играть моя мама! Все спектакли знала наизусть, поэтому безвозмездно готова была работать суфлером. Однажды играли «Ревизора», а один из актеров был в сильном подпитии и не мог выговорить ни слова. Я весь спектакль ему громко (так, чтобы все слышали, что я хорошо знаю текст!) подсказывала. Мне было 4 года. Весь зал просто покатывался со смеху. Пока кто-то из-за кулис не начал злобно шипеть: «Выведите маленькую Заворотнюк из зала».

- А у вас были кумиры в детстве?

- Я была влюблена в Джо Дассена. Нравились актеры из «Трех мушкетеров». И сейчас нравятся многие, но кумиров нет. Единственный раз у меня в жизни был шок от актерской игры. На спектакле Аллы Демидовой, где она играла Медею, и я просто была в нокауте.

- Будучи потомственной актрисой, вы все-таки поступили после окончания школы на истфак?

- Да, я как-то не очень была уверена в своем актерском даровании. Но, проучившись, год на ист.-факе, поняла, что занимаю не свое место. Поэтому приняла решение поступать в театральный институт. Меня поддержал папа. Мы договорились, что мама об этом не узнает и под видом того, что меня отправляют на практику в Подмосковье, а папу - в командировку на Московский кинофестиваль, мы уехали в Москву. Сначала я поступала в ГИТИС, но не прошла первый тур. Параллельно я пошла на прослушивание в Школу-студию МХАТ. Но папа заставил меня еще раз прийти в ГИТИС, сказав, что я обязательно должна преодолеть свой страх перед этим вузом. В итоге меня пригласили и в ГИТИС, и в Школу-студию. Но я выбрала Школу-студию МХАТ, курс Авангарда Николаевича Леонтьева. Вся моя эпопея с поступлением прошла как во сне. Пожалуй, это был первый серьезный шок. Когда увидела в списке поступивших свою фамилию, то не могла прийти в себя. И вдруг я отчетливо поняла, что начинается новая жизнь, в которой не будет уже ни Астрахани, ни детства, ни моей первой любви, мальчика Саши, который даже не знал, что я поехала в Москву. Но я ведь была уверена, что не поступлю, и вернусь домой, к прежней жизни...

- А как сложилась ваша студенческая жизнь?

- На первом курсе я была очень стеснительной, внутренне скованной - такой классической девочкой в юбочке, на каблучках. И как-то мой сокурсник Денис Филимонов, зная мою скованность, уговорил меня сыграть Пятачка. Заставил надеть спортивный костюм, кроссовки, придумал мне смешной пятак и уши. Зрительный зал просто умер со смеха, когда мы вышли на сцену. Этот спектакль был абсолютной импровизацией. У меня ушла скованность и комплексы.

- У вас когда-нибудь были профессиональные неудачи?

- Неудач - таких, чтобы в прессе по мне основательно прошлись - не было. Но вот застои в театре были. В период профессиональных застоев уходит вера в себя, в свои силы. Но в этом никого нельзя винить. Застои пошли мне на пользу. Я всегда стараюсь не зацикливаться ни на чем. Я рожала детей, занималась бизнесом.

- Выходили замуж...

- Да. Правда, мой первый брак был неудачным. Мы случайно познакомились на одной театральной вечеринке. Он - иностранец, все снимал на камеру, ходил за мной по пятам и приговаривал:«Вы знаете, что вы - королева!» На следующий день мы снова случайно встретились в гостях у общих знакомых, а уже через три дня он предложил мне руку и сердце. Толком, не подумав, я ответила «да». Наш союз был изначально обречен. Будущее у семьи есть только в том случае, если никто никого не собирается переделывать. А когда люди, поженившись, пытаются ломать друг друга, то это не приводит ни к чему хорошему. Отправляясь в плавание, все условия нужно обговаривать на берегу, а то потом может выясниться, что твой муж не хочет, чтобы ты работала, чтобы у вас были дети и т.д. А тут еще и разница в менталитете... В общем, мы напоролись на такой айсберг непонимания, что наш «Титаник» пошел ко дну. Я не хотела быть просто милой куклой при весьма независимом муже.

- А как же мифы о заботливых иностранных мужьях?

- Мне не повезло. Мой муж даже подчеркивал, что "это ты в России была королевой, а здесь, в Германии, ты - никто". Не знаю, что это было - ревность или боязнь меня потерять? В любом случае, мне было очень больно. И еще: я чувствовала такую зависимость от мужа во всем, такую беспомощность и бесправность, что не могла с этим смириться. За два месяца похудела на 10 килограмм, это о чем-то говорит. Это страшный сон, и я никому такого не пожелаю. И видимо за мои страдания, за то, что я с достоинством их вынесла, мне был послан мой второй муж, Дима. Теперь я понимаю, что брак - это взаимопонимание, это умение дышать в унисон, понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда.

- При каких обстоятельствах вы познакомились с Димой?

- Мы тоже встретились случайно. Я очень торопилась - нужно было успеть сразу в несколько мест. Стояла у обочины и ловила машину. Дима предложил подвезти меня до театра, а потом сказал, что целый день не занят и может меня сопровождать. По дороге мы разговорились. Он рассказал, что женат и у него подрастает маленькая дочка, а я рассказал о муже, с которым пока не оформила развод. Прощаясь, я пригласила Диму с женой на спектакль «Страсти по Бумбарашу», но он пришел один. Он приходил один и на другие спектакли, хотя я всегда оставляла два пригласительных. А потом сделал мне предложение.

- Что вас покорило в Диме?

- Меня может покорить сильный мужчина, который не бросает слов на ветер. Добрый, не тиран. Самый главный принцип взаимосуществования в семье - это уважение. Мужчина должен быть лучшим для своей женщины, именно для нее. Она может прекрасно видеть его недостатки, но это все неважно, ведь люди совпадают по таким тонким траекториям, как аромат. Один его почувствует, другой - нет.

- Итак, второй раз вы приняли скоропалительное решение выйти замуж. Советовались с кем-то? Чье мнение для вас определяющее?

- На меня никто не влияет. Все решения принимаю самостоятельно: «рожать ребенка или не рожать?», «выходить замуж или не выходить?», «ехать или не ехать в другую страну?» Я доверяю себе, своей интуиции. Это не значит, что я не ошибаюсь! Ошибаюсь, но это только мои ошибки.

- Сейчас все стараются рожать попозже. Но вы такая молодая актриса, а у вас уже двое детей. Не боялись «выпасть» из профессии?

- Для меня дети - это смысл, перспектива, стимул. Все, ради чего живу, работаю. Рождение ребенка очень сильно меняет женщину, раскрывает ее, это как родиться еще раз. Не понимаю, как можно избавляться от детей! Я думаю, женщина должна использовать те шансы, которые ей даются через детей. Даже если очень тяжело, если любимый бросил, когда все, кажется безнадежно, я всегда поддержу женщину, которая решила рожать, несмотря ни на какие трудности. И небо вас отблагодарит за это, и появится в жизни человек, который поможет, будет любить вас и вашего ребенка. Когда я рожала второго ребенка, кто только ко мне не подходил, и как меня только не отговаривали. Мне говорили, что актрисы до 30-ти лет вообще не рожают. Да - это был сумасшедший поступок. Мне было страшно и тяжело, поскольку начинали уже приглашать на съемки, а тут у меня второй ребенок. Но это самое большое счастье, когда у тебя есть дети!

- Настя, а почему вашего сына зовут Майклом?

- Потому что он родился в Лос-Анджелесе. Некоторое время мы жили в США. У меня там был бизнес, связанный с недвижимостью.

- И у вас никогда не возникало желания покорить Голливуд?

- Я человек, не витающий в облаках, и прекрасно понимаю, что такое Голливуд. У меня не было желания тратить свою жизнь на эксперимент: получится или не получится. Мое правило: «Получать от жизни удовольствие и не загонять себя в тупик». Если чувствуешь, что будет очень сложно, то зачем ломиться в закрытые двери?

 

"VIva"