Анастасия Заворотнюк сыграла любовь на закате

1-7 октября 2007

 

" 7 Дней", 1-7 октября 2007 • Анастасия Заворотнюк

Не каждая актриса может похвастать тем, что специально для нее пишутся роли. После успеха «Моей прекрасной няни» Анастасия Заворотнюк снималась только в тех картинах, которые изначально задумывались под нее. Но этим летом традиция была нарушена. Анастасии прислали сценарий, который так заинтриговал актрису, что она отправилась на кастинг.

Сценарий «Артефакта» случайно попал в руки Андрея Соколова год назад. Прочитав его за один вечер, актер понял, актер понял, в чем смысл его жизни. Во всяком случае, на ближайшую пару лет. Соколов решил во что бы то ни стало экранизировать эту историю, причем желание было столь крепким, что он, не задумываясь, взвалили на себя как режиссерские, так и продюсерские обязанности. Что же это за сюжет, который заставил Заворотнюк поступиться принципами примы, а Соколова перековал из актеров в режиссеры?

Несколько лет назад ученые муж и жена создали «Артефакт» - феноменальную компьютерную программу. Программа стала очень популярной и дала название гигантской корпорации, владеет которой еще один герой истории – преуспевающий бизнесмен Эрик. Внезапно жена гибнет в автокатастрофе, успев перед смертью закрыть «Артефакт» на пароль. Это грозит предприятию огромными убытками. Муж, пребывающий в тяжелой депрессии, не в состоянии ничего придумать. Тогда владелец корпорации организует ему каникулы, отдает свою шикарную машину, чтобы тот прокатился на ней к морю. Кроме того, бизнесмен знакомит его со своей бывшей девушкой, фотожурналисткой, циничной вертихвосткой, которая ввязалась в нехорошую историю, и теперь ее срочно нужно вывезти из Москвы… И вот эта парочка отправляется на джипе из промозглой дождливой Москвы к солнечному югу. По пути с ними случается немало смешных и страшных приключений, они встречаются с забавными и опасными персонажами, а в конце дороги влюбляются друг в друга. Впрочем, финал фильм так неожидан, что его впору сравнить с «Матрицей» или «Ванильным небом»: реальный мир вдруг оказывается нереальным, и романтическая история превращается с мистический триллер.

Вначале на главную женскую роль хотели пригласить Миллу Йовович – в одном из интервью она признавалась, что уже давно мечтает сняться в российском кино. Ей в Голливуд отправили предложение и … получили вежливый отказ. Оказалось, что Милла беременна и, видимо, сниматься начнет еще не скоро. После этого позвали Марата Башарова и Татьяну Навку. Они даже пробы прошли, великолепно отыграв несколько сложных эпизодов. Привычная к многочасовым тренировкам Татьяна как-то в сердцах заметила Марату: «Какая у тебя оказывается сложная профессия! Я и подумать не могла!» Но, увы, съемочный график «Артефакта» пересекался с проектом «Ледниковый период», в котором были задействованы и Марат, и Таня. Поэтому исполнителей главных героев пришлось продолжить. В итоге владельца корпорации сыграл Валерий Николаев, убитого горем мужа – Александр Лазарев-младший, девушку-вертихвостку – Анастасия Заворотнюк. Ради роли Лазареву пришлось вставить в глаза зеленые линзы, подстричься и осветлить волосы. «Когда я его в первый раз увидела, то просто не узнала», - рассказывала Анастасия. Кстати, ее внешность тоже не оставили без изменений. Чтобы показать, что героиня превращается из циничной девицы во влюбленную барышню, Соколов придумал такой ход: первые полфильма актриса ходит брюнеткой, а вторые – блондинкой. Были заказаны два роскошных парика, с которыми Заворотнюк во всех смыслах слова просто упарилась. В Геленджике, где проходили съемки второй части картины, даже в тени термометры показывали 42 градуса. В обеденный перерыв группа тратила 15 минут на прием пищи, а оставшиеся 45 – на купание. Заворотнюк эти простые радости были недоступны. Каждое утро уходило по полтора, а то и по два часа на то, чтобы нанести ей грим, расчесать, уложить и закрепить парик. Мало того, что в нем жарко, как в зимней шапке, так еще и не снимешь до конца съемочного дня.

Поскольку история эта – роуд-муви (то есть все события происходят на трассе), Андрей Соколов не справился бы без помощи дорожной инспекции. И не сосчитать, сколько раз приходилось перекрывать шоссе под Переславлем-Залесским, чтобы снять эпизод с аварией. По сюжету герои становятся свидетелями страшной катастрофы, однако сами в нее чудом не попадают. Из Москвы на эвакуаторах привезли с десяток побитых автомобилей, художники немного «доработали» их на месте: раскурочили кувалдами капоты и двери, выбили стекла. Живописно расставили битые «Волги» и «Жигули» вдоль дороги. Еще нужен был пяток пожарных и «скорых» машин. Чтобы не гнать их из Москвы, решили арендовать в Переславле. Однако выяснилось, что на весь городок работают всего две кареты «скорой помощи». Делать нечего, заказали обе. Периодически «скорые» срывались и уезжали на вызовы – выполнять свои прямые обязанности. Тогда съемочный процесс замирал, и вся группа терпеливо ждала, пока они вернутся на площадку.

В одном из эпизодов главный герой сбивает жулика, который зарабатывает на жизнь тем, что сначала бросается под колеса проезжающих авто, а затем вымогает у перепуганных водителей деньги. Жулика играл Алексей Панин. Он удивил всех тем, что вызвался самостоятельно выполнить довольно опасный трюк – улечься под колеса джипа. И хотя на площадке были каскадеры, Соколов возражать Панину не стал. Тогда и Александр Лазарев заявил, что сам поведет машину. Вот тут уж окружающие струхнули. А ну как один актер не справится с задачей и задавит другого? Но ради искусства решили рискнуть: это ж какая удача, когда в кадре можно будет показать крупным планом лица реальных актеров, а не каскадерские спины! Готовились к трюку долго, высчитывали все до секунды: когда Лазареву газовать, когда выкручивать руль, когда тормозить. Включается камера, Соколов дает команду «Мотор!», Заворотнюк зажмуривается, нервные ассистентки режиссера отворачиваются. Лазарев как завзятый автогонщик на полной скорости проносится в нескольких сантиметрах от лежащего на дороге Панина. Эпизод был отснят с первого дубля.

Без дублеров обошлись и тетушки из деревни под Краснодаром. Торговок, расположившихся вдоль дороги с медом, огурцами, вяленой рыбой и самогоном, у которых покупают снедь главные герои, сыграли реальные жительницы деревни. Кстати, перед Андреем Соколовым в эту деревню приезжал Никита Михалков снимать свою картину «12», так что население оказалось подкованным: мальчишки знали, куда надо бежать, если их просили сгонять по-быстрому к генератор-вагону, а мужики могли ответить, во сколько в это время года в этой местности «уходит свет». Стоило оператору включить камеру, как торговки звонкими, хорошо поставленными голосами принялись нахваливать сало и горилку. Едва ли профессиональные актеры справились бы с поставленной задачей лучше. Получив заслуженный за день гонорар, тетки сгрузили съемочной группе весь свой товар задаром.

Интересно снимали одиночной эпизод, в котором герои крепко спят внутри своего чудесного автомобиля, а в это время грабители пытаются свинтить у их машины колеса. Заслышав шум, наша парочка просыпается, и героиня Заворотнюк серией мастерских ударов ногами и руками по очереди вырубает всех. Ночь, перекресток, Анастасия в одной мужской сорочке и с голыми ногами мерзнет, но внимательно случает каскадера, который показывает ей, как нужно правильно драться. Вся группа настроилась на то, что процесс растянется до утра – постановка трюка никогда не бывает быстрой. Однако уже через каких-то пятнадцать минут Настя идеально повторяет все махи ногами, которые ей только что показали. На восхищенные возгласы она реагирует скромно: «Это еще что, вот на предыдущей картине меня так пинаться научили, что Джеки Чан отдыхает!». В другом эпизоде ее героиня на 5 минут отлучается в ближайший лесок, где внезапно натыкается на медведей. К машине она возвращается галопом. За три дубля, что Насте пришлось во весь опор бегать по цветочному полю да на каблуках, актриса даже не запыхалась – вот что значит хорошая тренировка. Но если драки и 100-метровые забеги для Заворотнюк были сущим пустяком, то к участию в любовных сценах она оказалась совершенно не подготовленной. У нее даже в контракте записано, что она не снимается в откровенных сценах. Соколов долго уговаривал Настю сыграть любовь, убеждал, что ее никак нельзя заменять дублершей, хотя девушка с фигурой как у Заворотнюк, на всякий случай была предусмотрена. Анастасия по началу категорично отказывалась, но через полмесяца жарких уговоров режиссера сдалась. Перед съемками первой интимной сцены актриса откровенно нервничала и долго собиралась с духом. Видно было, что для нее гораздо проще участвовать в каком-нибудь сложном постановочном трюке со взрывами, чем обниматься и целоваться. Ассистенты и помощники деликатно устранились. На площадке остались только Лазарев, Заворотнюк и оператор. Чтобы облегчит задачу актерам, перед съемками режиссер до секунды расписал всю сцену, отрепетировав с ними каждый вздох и поворот головы. Соколов пощадил своих главных персонажей, и им не пришлось полностью обнажаться: снимались лишь их головы и голые ноги. Ну а уже после этого дело пошла гораздо веселее. Во время откровенной сцены на пляже уже больше переживали не за актрису, а за солнце. На Азовском море просто потрясающей красоты закаты. Песчаный берег, на нем сушатся рыбацкие сети, пламенеющее небо – романтика! Однако солнце садится слишком быстро. Вот оно, кажется, только касается раскаленным боком воды, а через 10 минут уже полностью скрывается за горизонтом. Важно было, чтобы Заворотнюк и Лазарев уложились за эти стремительные 10 минут, иначе съемку придется переносить на завтрашний вечер. Пока выставляли камеры и свет, парочка расслабленно прогуливалась вдоль кромки прибоя. Они даже репетировать не стали – чего попусту пачкать волосы и мочить одежду? Услышав команду, улеглись на песок и идеально отработали шикарную любовную сцену. Второй дубль им не потребовался – актеры успели именно к тому моменту, когда солнце полностью закатилось.

 

Наталья Волошина
"7 дней" № 40