«Гоголь» посетил «Лермонтова»

1 сентября 2008

 

"Наталья Бондарчук. Официальный сайт", 1 сентября 2008 • Анастасия Заворотнюк

С 11 по 14 августа 2008г. съёмочная группа художественного фильма «Гоголь. Ближайший» работала в усадьбе Середниково, расположенной совсем рядом с шумной и суетливой Москвой.

Это лермонтовское место: 1 июня 1829 года М.Ю.Лермонтов впервые приехал в Середниково. Впоследствии он неоднократно приезжал сюда в годы учения в Московском университетском благородном пансионе, а затем в Московском университете. Здесь он писал свои первые стихи.

Это уже не первое посещение усадьбы съёмочной группой «Гоголь. Ближайший». Как известно, первый съёмочный день, освящение и торжественное битьё тарелки состоялись именно здесь.

В Усадьбе Середниково созданы прекрасные условия для проведения киносъемок. На высоком холме, круто спускающемся к пруду с двумя островами, возвышается двухэтажный дом с бельведером и четырьмя флигелями, соединёнными между собой крытыми галереями. Все пять зданий охватывают парадный двор, который замыкают ворота с символическим солнцем. Профессионально восстановлена центральная часть сооружений, интерьера и окружающего парка, аллеи и дорожки которого изящно вписаны в причудливо изрезанный рельеф. Это место удивительное, завораживающее своей красотой и поэтичностью.

Блестящий ум и красота, вкупе с изысканным аристократизмом, привлекали к Александре Осиповне Смирновой-Россет лучшие творческие натуры. Пушкин ценил её колкие эпиграммы, Жуковский любил посещать её поэтические салоны, а император прислушивался к ненавязчивым и тонким высказываниям. Будучи проездом во Франции, Гоголь не преминул посетить её дом в Париже. «Незаурядный хохлик», как она его называла, всегда был в поле её человеческих и сердечных интересов.

Сцену посещения Гоголем и его другом Данилевским дома Смирновой в Париже снимали в роскошных интерьерах усадьбы. Александру Осиповну Смирнову-Россет тонко и глубоко исполняет Анастасия Заворотнюк, которая с радостью приняла предложение сняться в этой роли, желая дистанцироваться от сложившегося комедийного амплуа. Здесь же, в гостиной у Смирновой, снималась сцена, где Гоголь предстаёт перед зрителем не только великолепным рассказчиком, но и одарённым артистом, которому великолепно удавались гротескные образы: желая развеселить дочурку Смирновой, он вносит в Гостиную вареники в образе старухи-карлицы с длинным кривым носом из теста.

В кульминационный момент веселья в гостиную хмуро входят муж Смирновой и Николай Киселёв (Игорь Днестрянский), которые сообщают о гибели Пушкина…

А на другом берегу пруда тем временем художники торопились завершить строительство беседки с видом на озеро и парк.

В усадьбу были доставлены лошади, и снималась красивая сцена проездов Софи Виельгорской (которую исполняет молодая актриса, выпускница ГИТИСа, Мария Бурляева) и графа Апраксина (Иван Мурадханов). Сложность сцены состояла в том, что актёры должны были выполнить проезды не только соотнося движение коней с движением камеры, расположенной на подвижной стреле специального автомобиля, но и в нужных «точках» вести непринуждённую беседу... А Мария Бурляева, ко всему прочему, сидела в дамском седле, что, как известно, значительно затрудняет управление лошадью. Но молодые актёры с поставленной задачей справились, а лошади получили по морковке.

А вот съёмка сцены Гоголя и Виельгорской в беседке не обошлась без трудностей. Она должна была сниматься вечером. На фоне беседы, на противоположном берегу, в определённый момент должны зажечься праздничные огни фейерверка… Всё продумано и красиво… И вот: все готовы, осталось подсоединить электрический кабель, включить необходимые устройства и осветительное оборудование… Но… 
Выяснилось, что на болотистом участке объездной дороги, в нескольких километрах, застрял тяжёлый передвижной генератор. (Снова, как и в Полтаве, именно это устройство ставит «подножку» Гоголю. В съёмочной группе даже поговаривают, что есть смысл не произносить слово «генератор» на проекте о Н.В.Гоголе, а назвать это важное устройство как-то по-другому и ласково, например «Геной». Желательно без обидных аллигаторных приставок). Солнце садится, режим вечернего освещения «уходит», нервы у режиссёра на пределе (ведь завтра съёмки не запланированы и службы должны разъехаться), но все попытки извлечь генератор из болота не принесли успеха.

Чуковский оказался прав: «Тяжёлая это работа – из болота тащить «Генерота».

Тогда принимается радикальное решение: «Всем спать!». Срочно… Так как подъём у всех без исключения в три часа ночи (т.е. утра) с тем, чтобы к пяти было всё готово (в т.ч. костюмы, актёры, грим…) и на рассвете, в режиме «сонного утра» снять сцену, соответствующую режиму «зевающего вечера». Это единственная возможность, т.к.,например, исполнитель роли Гоголя, Евгений Редько, в 9 утра уже должен быть на другой площадке, в связи с другой историей и с другим генератором…

Для того, чтобы задуманное состоялось, не спала административная часть группы. Ночью был «добыт» трактор, генератор извлечён и на рассвете директор А.Миронов сообщил Н.С.Бондарчук, что «всё включено»…

 

"Наталья Бондарчук. Официальный сайт"