"Артефакт"

март 2009

 

"Русский экран" №3, март 2009 • Анастасия Заворотнюк

Вечная история мужчины и женщины плюс немного сказки, юмора, хороших актеров, приятной музыки - и рецепт новой фантастической комедии Андрея Соколова «Артефакт" готов. Она - эксцентричная фото журналистка, работающая на модные издания (Анастасия Заворотнюк), через знакомых нашла себе попутчика для путешествия на машине к морю. Развеяться. Он - успешный программист, создатель цифрового бестселлера, популярной программы виртуальной реальности «Артефакт» (Александр Лазарев-младший).

Однако в последнее время программа стала нести себя своенравно: люди пропадают в виртуальной реальности, не могут определить грань между грезами и действительностью. Он отправляется в путешествие, чтобы это исправить.

«В сценарии сказано, что герои едут из Москвы к морю, - говорит режиссер Андрей Соколов. - Для съемок в средней полосе я выбрал Переславль-Запесский - это потрясающие места с сумасшедшей энергетикой. Я там снимался в нескольких картинах и влюблен и в город, и в Плещеево озеро. Что касается юга, то в Абхазию мы не рискнули поехать, а вот Геленджик - наш берег. Темрюк родился по ходу дела: он недалеко, и там роскошные песчаные пляжи - то, что как раз было необходимо для съемок заключительных сцен».

Путь главных героев из дождливой Москвы к теплому морю юга - это еще и дорога друг к другу, от отчуждения зарождению чувства, которое проходи проверку глубоко интимными воспоминаниями.

«Это дуэтная история, к тому же дорожная классический роуд-муви, когда двое на протяжении всего фильма едут в машине, а их от ношения и остальные события развиваются по мере того, как герои продвигаются все дальше по дороге, - рассказывает исполнительница главной роли Анастасия Заворотнюк. - Нет ничего более старого, чем истории мужчины и женщины, но и более интересного, что приковывает внимание, тоже нет».

Герои Александра Лазарева-младшего и Анастасии Заворотнюк пытаются разобраться в себе и своих чувствах, ненавязчиво вовлекая зрителей в водоворот человеческих судеб и событий.

«С Сашей Лазаревым мы 20 лет на одной сцене, в нем я уверен абсолютно, - говорит Андрей Соколов. - Но во врем съемок я узнал о коллеге много нового Оказывается, он шикарный комедийный характерный актер. И когда я смотрел от снятый материал, не мог припомнить чтобы Саша где-то еще так раскрылся. Его герой - знойный и брутальный, а в контрапункте ему в кадре легкая, хрупкая Настя, общаясь с которой я также открыл в совсем с другой стороны. Она очень глубокий, мыслящий человек. Имидж - это одно, а жизнь - совсем другое, и я рад, что ей представилась возможность проявить свои актерские качества. Саша и Настя отлично дополняли друг друга. Мы стали счастливыми свидетелями того, как рождалось это кинематографическое взаимодействие. У обоих большой опыт работы в театре и кино, но они присматривались друг к другу и все время чему-то учились. Кризисов практически не было, только когда актеры очень уставали. Вообще с профессионалами работать необычайно интересно. Вот, например, Алексей Панин - у него роль эпизодическая, но он актер до мозга костей и настолько уверенно чувствовал себя во главе процесса, что у меня даже ревность некоторая возникала: «А я-то здесь зачем?» Еще одна парочка, без которой наша история не была бы такой яркой, - это без конца орущие друг на друга герои Ксюши Собчак и Гарика Харламова. У них парный образ, и среди тех. кто уже видел сцены с ними, равнодушных нет».

«Я не рассуждал особенно, что меня ждет, как это будет, это моя позиция - я воспринимаю все как данность, - говорит исполнитель главной роли Александр Лазарев-младший. - А уж когда Настя Заворотнюк оказалась замечательным партнером, смешным, озорным, веселым, контактным человеком, у меня от съемок возникло и до конца оставалось ощущение, что все просто прекрасно».

Хочется отметить музыкальное сопровождение фильма. В качестве композитора картины Андрей Соколов пригласил Павла Кашина. В саундтрек вошли песни самого артиста с последнего альбома «Солнцеклеш», а также авторская музыка, которую Павел написал специально для фильма.

«Музыка в фильме просто замечательная, - говорит Андрей Соколов. - Прекрасная работа Павла Кашина. Кроме того, специально для нас знаменитая певица Sona напела саундтрек, и его вполне можно выпустить отдельным диском».

«Артефакт» - кино актуальное, можно сказать антикризисное. Интересная история, хорошие актерские работы, есть и юмор, и серьезные моменты, заставляющие зрителя задуматься над вечными человеческими ценностями. Фильм не делает попытки кого-то чему-то учить. Он лишь предлагает зрителям сделать свой выбор: ждать волшебства или самому строить свою судьбу. И хотя вроде бы где-то и существует «Артефакт», способный исполнять любые желания, истинное счастье по-прежнему в наших руках.



Андрей Соколов: «Когда есть возможность заниматься тем, что тебе нравится, это - счастье!»

Высшие режиссерские курсы популярный актер театра и кино Андрей Соколов закончил более 10 лет назад. С тех пор попробовал себя в театральной режиссуре. Поставленный им спектакль "Койка» сразу обратил на себя внимание публики и критиков, до сих пор идет с успехом на российских подмостках. Сегодня Андрей Соколов наконец дебютирует в качестве кинорежиссера: в феврале в прокат вышла его первая картина с мистическим названием «Артефакт». Накануне премьеры мы встретились с Андреем Соколовым в стенах его родного театра «Ленком».

- Андрей, судя по вашей биографии, вы по натуре авантюрист. Московский авиационно-технологический институт, иняз, театральное училище... И это далеко не полным; перечень крутых жизненных поворотов. Режиссерский кинодебют в непростое для кино время - это новый авантюрный поступок или осознанный шаг для сегодняшнего Андрея Соколова?

- На самом деле за этим стоит достаточно большая работа и достаточно большая ответственность. Потому что это не моя прихоть. За моей спиной много людей создателей этой картины, кроме того, есть финансовые отношения с инвесторами. Плюс ко всему это та проба пера, по которой обо мне будут сулить в новом качестве. Для меня сейчас это крайне важно. Поэтому чистой авантюрой я бы это не назвал. Я к этому шел поэтапно, почти 10 лет, с тех пор как закончил высшие режиссерские курсы. Другое дело, что в самой истории, в сценарии «Артефакта», есть приключенческая авантюра.

- Для своего режиссерского дебюта вы сами выбирали историю или история выбирала вас?

- Можно сказать, что мы в итоге выбрали друг друга. Так получилось, что изначально у нас был запланирован в производство другой сценарий. Мы запустились, уже начала собираться группа, но сценарий зарезервировали из-за проблем с авторскими правами, поэтому срочно пришлось искать новую историю. Было отсмотрено колоссальное количество сценариев, но в итоге выбрали «Артефакт».

- У вас богатый жизненный опыт — личный, профессиональный. Насколько этот опыт оказался полезен применительно к режиссерской профессии?

- Когда он пошел на режиссерские курсы, я точно знал, что, даже если я не стану режиссером, этот опыт мне и в актерской профессии пригодится. В моем случае не только актерский, но и человеческий опыт очень важен. Любой опыт для людей творческой профессии ценен, вернее бесценен. Ведь все черпается из жизни: модели поведения, ситуации, отношения, характеры. Актер должен быть как наполняемый сосуд, чтобы он был готов в себя вобрать что-то. А режиссура - это совсем другое. Хотя моя актерская база мне, безусловно, только помогает в работе режиссера. Я же знаю все актерские хитрости: как нужно разговаривать с режиссером, когда не хочется что-то делать, где можно схалтурить и т.д. Так вот у меня на площадке эти приемы не работают.

- Как вы подбирали актеров для «Артефакта»?

- Сашу Лазарева я изначально хотел видеть в этой роли, отстаивал его кандидатуру. У Саши много работ в кино, но они. на мой взгляд, как-то незаметно прошли. А здесь он такой яркий, такой настоящий, что, как мне кажется, таких работ у него раньше не было. Я за него искренне рад.

Настю Заворотнюк мне порекомендовал продюсер Виктор Глухов. Мы пригласили ребят на пробы. Могу сказать, что после того, как Настя и Саша оказались вместе, сразу же возникла безусловная пара. Саша со своей театральной харизмой, глубиной, мужской брутальностью и Настя – кажущаяся поверхностной, такая легкая на первый взгляд, хотя при этом она очень глубокий, интересный человек. Я давно ее знаю по жизни, по театру и знаю, что она может в профессиональном плане. К счастью, я не отягощен ее телевизионными работами. Хотя, не буду скрывать, у нас стояла подспудная задача «няню Вику» актерски нейтрализовать. Мне кажется, нам это удалось.- Как вы охарактеризуете жанр «Артефакта»?

- Официально - фантастическая комедия. Это приключенческая история в стиле роуд-муви с элементами неких нанотехнологий, если хотите. Она современная, без «страшилок». Появление компьютерных эффектов создает ей некоторую особенность и работает на сюжет. Если бы в картине не было этих компьютерных «историй», могла бы получиться обыкновенная мелодрама. Она была бы. может быть, спокойнее, лиричнее, сентиментальнее, но это была бы другая история.

- Первые съемки в качестве режиссера наверняка запомнились вам надолго. Что вспоминается сейчас, когда картина уже готова и ждет своего зрителя?

- Это настолько стоит для меня отдельным куском жизни длиной в съемочный период, что что-то выделять, по крайней мере пока нереально. На самом деле съемки были насыщены всякими курьезами. Недаром говорят, что если в картине есть какая-то мистика, то в жизни начинаются чудеса. Этих необычайностей было очень много. Например, идет колонна машин - рации отказывают, пиксели выгорают на экране, лисы приходят на площадку и смотрят, как мы снимаем... Погода тоже преподносила сюрпризы: то нечеловеческая жара, то дожди зарядили в Переславле-Залесском. В общем, работа над картиной была насыщена приключениями... Мне уже кажется, что можно снимать без пленки, без камеры и даже без актеров.

- Какие у вас ожидания от проката?

- Осторожные. Сейчас непростое для прогнозов время. На пресс-конференции журналисты назвали картину особенной. Конечно, хочется, чтобы зритель принял и оценил нашу работу.

- Есть ли новые режиссерские планы у режиссера Андрея Соколова?

- Амбиции и желание есть. Но сначала нужно закончить этот этап. Поэтому сейчас занимаюсь только «Артефактом».

- Что нового в вашей актерской жизни?

- Сейчас выйдет много картин с моим участием. Около 10 проектов зрители увидят в ближайшее время. Если говорить про театральную жизнь, то есть любимые работы в «Ленкоме». Надеюсь, что скоро взяться за режиссуру нового спектакля.

- Какой фильм вы считаете главным в самым главным карьере или таковой еще впереди?

- Если раньше я называл определенные картины, то сейчас этого нет. Для меня многие проекты важны, ценны. Каждый занял свое место в моей жизни. Очень дороги последние картины. Сейчас, конечно, это «Артефакт».

- Что происходит сейчас с вашим театральным проектом «Ателье»?

- Гастролируем. Когда хватает времени, стараюсь ездить. Я очень люблю свой спектакль «Койка». Он востребован. Мы его называем до сих пор, зрители хорошо принимают.

- Андрей Соколов сегодня - режиссер, а продюсер. Что главное для вас сейчас в профессиональном плане?

- Когда есть счастливая возможность заниматься тем, что тебе нравится, это - счастье. В данную минуту для меня это - «Артефакт», «Артефакт», «Артефакт». Надею что впереди еще много интересного.

 

Анастасия Заворотнюк

Желание стать актрисой появилось у Насти еще в детстве. Родившись в семье актрисы и телережиссера, Настя предрешила свою судьбу. Девочка росла за кулисами театра и впитывала творческую атмосферу. Еще в школе Настя занялась музыкой и танцами, а на каждый Новый год загадывала всегда одно желание - стать артисткой.

Однако, закончив школу, Настя испугалась сразу пробоваться в театральный, а поступила в Астраханский педагогический институт на исторический факультет. И только через год решила поехать в Москву, чтобы осуществить свою мечту.

Настя поступила сразу и в Школу-студию МХАТ, и в "Щуку", и в ГИТИС, но выбрала при МХАТ, курс Авангарда Николаевича Леонтьева, который успешно закончила в 1993 году.

Еще студенткой, в 1991 году, Настя снялась в главной роли в своем первом фильме "Машенька" по мотивам книги Набокова (реж. Тамара Павлюченко, а через два года сыграла роль бродвейской путаны Лизки в авантюрной комедии Аркадия Сиренко "Лихая парочка".

На третьем курсе Настя срочно вводится в спектакль Александра Марина "Дон Жуан". А на четвертом курсе Владимир Машков приглашает Заворотнюк в "Табакерку". "У тебя есть 40 минут, чтобы доказать, что ты это можешь", - сказал Машков молодой актрисе, и Анастасия с успехом использовала выпавший шанс. В "Табакерке" Настя проработала 10 лет, сыграв в 29 спектаклях.

Судьбоносным поворотом не только в карьере, но и в жизни стало для Анастасии Заворотнюк участие в телесериале "Моя прекрасная няня".

Как это часто бывает в актерских судьбах, на сериал Настя попала совершенно случайно. Она не знала, что кастинг длится уже год, а на роль няня Вики пробовалось уже больше тысячи претенденток. Кстати, свой знаменитый акцент Настя позаимствовала у своей коллеги по "Табакерке" актрисы Ольги Блок-Миримской.

Роль в сериале принесла Заворотнюк не только фантастическую популярность, но серьезно отразилась на актерской карьере. настя ушла из театра, стала часто появляться на страницах глянцевых и "желтых" изданий. Временами казалось, что эта роль полностью заслонила собой талантливую актрису Анастасия Заворотнюк. Зрители больше не захотели принимать свою любимицу в каких-то других образах, кроме звонкой и бесшабашной няни Вики. Личная жизнь актрисы быстро сделалась достоянием миллионов. Вечерами вся страна с упоением следила за экранными перипетиями в доме продюсера Шаталина, а днем смаковала очередные подробности уже из реальной жизни самой актрисы.

Участие Насти в громком российском блокбастере "Код Апокалипсиса" стало для нее первой серьезной попыткой выйти из образа няни Вики. Ее партнерами по площадке стали Венсан Перес, Алексей Серебряков, Владимир Меньшов. Однако образ отважного суперагента в исполнении Анастасии Заворотнюк вызвал у большинства зрителей улыбку, непонимание и даже раздражение.

История российского кино знает немало примеров, когда талантливые актеры становились, по сути, заложниками полюбившихся публике образов. Александр Демьяненко так и остался для зрителей недотепой Шуриком, а Георгий Вицин так и не сыграл свою главную драматическую роль, оставшись в народной памяти Трусом из знаменитой гайдаевской троицы Никулин -Вицин - Моргунов.

Но Анастасия Заворотнюк не боится экспериментов. Небывалая слава и колоссальная работоспособность, похоже, закалили характер актрисы. Она активно пробует работу в музыкальной комедии в стиле русских водевилей «Шекспиру и не снилось» (реж. Алексей Зернов), где Заворотнюк снялась вместе со своими партнерами по сериалу «Моя прекрасная няня» Сергеем Жигуновым, Ольгой Прокофьевой и Борисом Смолкиным.

В конце февраля на экраны вышел новый фильм с участием Анастасии «Артефакт» (реж. Андрей Соколов). Для актрисы эта работа стала особенно важной, поскольку вместе с режиссером она постаралась создать на экране новый образ, не повторяющий привычные зрителю черты.

 

Елена Маленкина

"Русский экран" №3