Фильм «Гоголь. Ближайший». У Заворотнюк нюх на гениев

18 марта 2009

 

"Отдохни" №12, 18 марта 2009 • Анастасия Заворотнюк

В мире людей его мало кто понимал: слишком странен был Гоголь. Но со Смирновой-Россет писатель не просто дружил. Они одинаково чувствовали…

Всерьез браться за такую глыбу, как судьба Гоголя, до сих пор никто не осмеливался. Поэтому картина дочери великого Сергея Бондарчука станет первым серьезным киноисследованием на эту тему. Приступая к фильму о писателе, которому в этом году исполняется 200 лет со дня рождения, Наталья Бондарчук планировала снимать в Венеции, Риме, Париже, Иерусалиме. Ведь не кто иной, как Гоголь, был самым путешествующим автором, у которого никогда не было своего дома. Не было ничего, кроме таланта. Но коррективы в режиссерские планы внес финансовый кризис. В итоге в европейских городах снималась натура (этот материал будет обработан специальным компьютерным фильтром с эффектом старения), а в России и на Украине прошли съемки всех игровых эпизодов. В мае 2008 года Бондарчук начала работу в монастыре Оптиной пустыни, потом переместилась на Полтавщину: снимали в Васильевке (теперь Гоголеве, родном селе писателя), в храме села Большие Сорочинцы, где некогда крестили отрока Николеньку, летом продолжили в Московской области (усадьбы Середниково, Спасское). И в финале — Киев, легендарная Киностудия имени Довженко с масштабными декорациями домов русской аристократии в Ницце, Париже, Риме.

 

Хотел овладеть ее душой

Главная роль в картине «Гоголь. Ближайший» досталась театральному актеру Евгению Редько, внешне очень похожему на писателя. Для большего сходства с классиком актеру только выпрямляли волосы и приклеивали усы. Наталья Сергеевна, по собственному признанию, нашла в Редько и серьез, и юмор, и пластичность, и музыкальность.

«Все это мы обязательно покажем. Но мне важнее обозначить два мира: один — вымышленный, другой — реальный. Так вот, гениям лучше пребывать в том мире. Люди редко их понимают. А Гоголь, видимо, с детства ощущал колоссальную ответственность за то, что он дает России».

Глубину его величия и страданий — всю жизнь он боролся с дьяволом, жаждал совершенства и шел к Бон — интуитивно почувствовала Александра Смирнова-Россет, фрейлина царского двора, «адвокат» опальных писателей. Наталья Бондарчук пригласила на эту роль Анастасию Заворотнюк.

«Ей замечательно удаются и комедийные, и драматические роли. — говорит режиссер. — Я выбрала Настю из-за ее жгуче-черных глаз, которые безошибочно цепляют гениев. Потрясающей женственности и острому уму Россет отдавали должное Пушкин, Лермонтов, Жуковский. Она будила в них мужские чувства. В Гоголе тоже. Он боялся ее тела и стремился овладеть ее душой».

Помимо этой любовной линии, в фильме есть еще одна — неудачное сватовство к великосветской барышне Анне Виельгорской (Мария Бурляева), родные которой отказали бессребренику Гоголю. Крах в личной жизни повлек за собой творческий надлом.

Фильм прослеживает жизнь писателя вплоть до его кончины зимой 1852 года. «Посмотрите на картину «Явление Христа народу» Иванова. Здесь изображен Гоголь в коричневом хитоне, рядом с Христом, ближайший к нему Именно это я и стараюсь подчеркнуть в своем новом фильме. Его духовные искания, падения и взлеты не только как художника, но и как человека, который замыслил жить по-христиански», — раскрывает замысел картины Наталья Сергеевна. Съемки фильма уже завершены, монтажно-тонировочный период и озвучивание займут около полугода. И уже осенью, полагает режиссер, мы сможем увидеть фильм, в котором снялись и такие замечательные актеры, как Николай Бурляев, Леонид Мозговой, Валентина Теличкина.

 

"Отдохни" №12