«Гоголь ближайший»

31 марта 2009

 

Художественный фильм «Гоголь ближайший», презентация которого прошла в ЦДЖ, выйдет на экран осенью

В год 200-летия писателя на экран выйдет кинофильм «Гоголь ближайший».

О подробностях создания картины рассказала режиссер Наталья Бондарчук. По ее словам, экранизация загадочной жизни Гоголя не обошлась без странных и мистических событий.

- Было какое-то мистическое чувство присутствия. Наш павильон на киностудии имени Довженко освещал отец Андрей. Окропил и обратился к нам с такими словами: «Вы не думайте, что Николай Васильевич умер. Он живет, и ему совсем не безразлично, кто и как о нем снимает кино».
На нашу группу эти слова произвели большое впечатление, и люди сделали все возможное и, порой, невозможное. Мы работали в огромном неотапливаемом павильоне. Представьте, сцена в Ницце, солнечный денек, листочки зеленые. Только у актеров, которые по фильму в летних костюмах, пар от холода изо рта идет, а операторы в ватники и шубы кутаются.

По словам Бондарчук, не обошлось и без курьезов.

- Самым последним снимали эпизод, как больного Гоголя опускают в ванну. В наличии была только холодная вода. Узнав это, Женя (Евгений Редько, исполнитель главной роли), чуть не плача, сказал: «Конечно, последний кадр, я уже вам не нужен».

Съемки начались прошлой весной в монастыре Оптиной пустыни. Режиссеры, операторы и артисты получили личное благословение патриарха Алексея Второго на создание «Гоголя».

- Снимали в обители, в самом центре скита, - вспоминает Наталья Бондарчук, - и стали первыми, кто работал там над художественным фильмом. Братия монастыря горячо поддержала наш проект. Они исполнили и записали для нас церковные песнопения духовидца и композитора отца Макария, которые мы включили в полную версию картины. Кроме того, монахи сами не раз появляются в кадре.
На мой взгляд, лучше всего удались съемки в храме села Большие Сорочинцы, где крестили Гоголя. Правда, начались они с мистического происшествия. Мы подготовили маленького ребенка, пригласили настоящего священника. Зажгли лампады, собрали актеров, включили камеру. Но тут неожиданно вырубился наш свет. За ближайшей электростанцией надо ехать до Киева 600 верст. Не оставалось ничего другого, как всей съемочной группой, вместе с батюшкой, начать молитву. И вдруг после этого мне на ум пришла мысль, что в Полтавской области тоже есть МЧС. И я обратилась за помощью. Спустя два часа электростанция была доставлена к храму. Ребеночек за это время покушал и успокоился. Съемки прошли просто фантастически, актеры вошли в образ, все были на высоте.

Режиссер надеялась, что для фильма из архива дадут неизданную переписку Гоголя со Смирновой-Росети. Но, как часто бывает, архивные бумаги как раз куда-то перевозили. Найти и оформить выдачу нужных было никак невозможно.

Но для картины была необходима романная часть. И создателям пришлось довольствоваться уже изданной перепиской.

Существенной проблемой, по словам режиссера, стала нехватка средств.

– Наверно, мы сделали самый малобюджетный исторический фильм за всю историю России, - улыбается Бондарчук. - Изначально сценарий был другим, более мощным. Было много экспедиций за рубеж: в Италию, Францию, Германию и другие страны, где жил писатель. Я ездила к дому писателя в Италии, фотографировала. Эти кадры и войдут в картину. Оживим их с помощью компьютера. Другого выхода нет.
У меня остались большие долги перед актерами. Но они мне сами сказали: «Снимайте фильм, Наталья Сергеевна, мы подождем». Мы все надеялись, несмотря ни на что, завершить картину.
Конечно, сделать фильм о всей жизни Гоголя - это дело будущего. Надеюсь, когда-нибудь в России найдутся для этого средства. Может, к трехсотлетию!

На данный момент съемочный период завершен. 
Осталась тонировка, музыка, оцифровка. Предполагается, что осенью картина выйдет в прокат.

 

Лидия Михальченко

"ЦАО Информ"