"Гоголь. Ближайший". Из Севастополя в Рим

23 июля 2009

 

V Севастопольский международный кинофестиваль

Знаковым событием Севастопольского международного кинофестиваля стала программа, посвященная 200 в летию Николая Васильевича Гоголя. Причем временной диапазон представленных фильмов огромен. Оказывается, лента "Ночь перед Рождеством" (немое кино) была снята режиссером Владиславом Старевичем еще в 1913 году (!) вв на заре отечественного кинематографа. А игровой фильм "Гоголь. Ближайший" еще не имеет экранной биографии, хотя уже был показан на престижном киноконкурсе в Витебске и удостоен приза кинофестиваля "Золотой витязь". Режиссер Наталья Бондарчук, по ее словам, с особой радостью представляла фильм в Севастополе. И представляла украинскую актрису Анну Левченко, с которой ее связывает десятилетняя работа. Но еще до начала демонстрации этой ленты в кинотеатре "Победа" была представлена другая работа из юбилейного гоголевского цикла: "Он и Она". Автор вв аниматор Мария Муат вв часто обращается к экранизации литературных произведений. "Он и Она" вв ее авторская версия "Старосветских помещиков" вв удивительно трогательный, нежный фильм, наполненный любовью, равно адресованный как молодым, так и умудренным опытом людям. В гоголевском цикле нашего фестиваля представлена еще одна работа вв документальный фильм "Как Пушкин с Гоголем породнился" Константина Артюхова. Он рассказывает о малоизвестных фактах биографии двух великих писателей.

И вот теперь о работе Натальи Бондарчук, о ее многолетней преданности русской классической литературе, кропотливой исследовательской работе, поиску редких материалов, увлеченности. И все это — на благо культурного и духовного воспитания своих соотечественников, где бы они ни находились. После многосерийного пушкинского цикла "Одна любовь души моей" Наталья Сергеевна приступила к гоголевской теме. Над новым фильмом она работала в течение трех лет.

Титры в фильме появляются на фоне известной картины А. Иванова "Явление Христа народу". Художник и писатель жили тогда в Италии, в Риме, где и познакомились. Гоголь трудился над первой частью "Мертвых душ". Совместная работа сблизила художника и писателя. Они даже стали мечтать о том, чтобы картина и книга были изданы одновременно. Однажды Иванов попросил Николая Васильевича позировать ему. Художник намеренно выбрал особое место на картине для своего друга. Голова странника повернута к Христу, и это не случайно. Единственный в толпе, он испытывает острейший страх и мучительные переживания своей греховности при известии о появлении Мессии. За странником, в чьем облике угадывались черты Гоголя, закрепилось название "Ближайший ко Христу"...

Ближайший... Картина рассказывает о последних, трагических днях жизни и творчества писателя. Поиски истины, духовные метания, болезнь, одиночество, страх привели его к мысли о необходимости уничтожения рукописи второго тома "Мертвых душ". Однако фильм интересен не столько конкретными биографическими деталями из жизни Н.В. Гоголя, сколько любовью режиссера к своему герою и стремлением передать эту любовь зрителям. Фильм светел, искренен: великолепные кадры родной природы, образы матери, сестры, нянюшки, сельский быт. И параллельно — воспоминания о долгой жизни в Италии и Франции, тоска по любимой женщине. Особая часть посвящена дружбе Гоголя с Пушкиным.

По словам Натальи Бондарчук, ей принципиально важно показать свой фильм в Севастополе, куда она часто приезжает:

— Я очень люблю Севастополь. Приезжала сюда в разные периоды, даже тогда, когда были перебои со светом, газом, водоснабжением. И вот один мой почитатель вместо цветов принес мне семечки. Я понимала, что это значило, и так его благодарила! Для меня очень дорого, что фильм "Гоголь. Ближайший" впервые будет показан широкому кругу зрителей в Украине, и именно в Севастополе. Он снимался при участии киностудии им. А. Довженко и замечательных украинских актеров, хотя Министерство культуры Украины меня не поддержало. Тем не менее можно сказать, что это русско в украинский фильм. Снимали мы буквально в военном режиме. На киностудии им. А. Довженко нам предоставили самый большой в Европе павильон, но в то время он уже не отапливался. Вы увидите роскошные сцены, которые имитировали Ниццу, и, может быть, заметите пар, который идет изо рта Анастасии Заворотнюк, — это из-за холода в павильоне. Но все это, конечно, преодолимо. Главное, чтобы фильм нашел своего зрителя.

Первый показ картины "Гоголь. Ближайший" состоялся в Витебске на фестивале "Золотой витязь", когда еще фильм фактически был в цифровом варианте. На просмотре, кроме Натальи Бондарчук, были исполнительницы главных женских ролей фильма—Анастасия Заворотнюк и Маша Бурляева, дочь Натальи Сергеевны.

— Трудно передать, что творилось в зале по завершении просмотра, — рассказывает режиссер. — Зрители подходили, плакали, трогали наши руки. Для меня было огромным счастьем получить приз "Золотой витязь" и одновременно одобрение, которое высказал седовласый священник. Значит, церковь восприняла эту работу. И вот два дня назад мне позвонил протоиерей Чаплин, очень важная фигура в нашем православии, и попросил, чтобы я показала фильм во время летнего лагеря.

Как только Наталья Бондарчук вернется из Севастополя, она отправится с этой кинолентой в лагерь. А потом — в Италию, где уже с нетерпением ждут фильм "Гоголь. Ближайший".

 

Елизавета Юрздицкая

"Слава Севастополя"