Кинофильм "Гоголь. Ближайший"

март 2009

 

"Союз журналистов Москвы", март 2009 • Анастасия Заворотнюк

Производство продюсерского центра «Золотой век» при поддержке Министерства Культуры РФ, Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ и фонда «Русский мир»

Продюсерский центр «Золотой век» и Киностудия им. А. Довженко продолжают работу над полнометражным художественным фильмом «Гоголь. Ближайший» режиссера Натальи Бондарчук.

В истории кинематографа до сегодняшнего момента не было ни одного фильма о жизни великого писателя Николая Гоголя. Элементы его биографии освещались в некоторых картинах, но еще никто не предпринимал попытки перенести на экран таинственную и трагическую жизнь человека,  произведениями которого восхищались миллионы людей.

Уже сразу после смерти Гоголя, современники признали, что биография писателя представляет собой большую загадку для исследователей, которые до сих пор не могут объяснить, почему Гоголь уничтожил большинство своих черновиков, а перед смертью сжег второй том «Мертвых душ». Почему ему перестали нравиться собственные тексты? Что же случилось с жизнерадостным молодым человеком, которого знали школьные и гимназистские друзья? Что мучило писателя и от чего он постоянно бежал, колеся по Европе? Почему Гоголь так и не смог обрести семейное счастье? И почему странник на картине Александра Иванова «Явление Христа народу» так похож на Гоголя?

Собственный взгляд на эти вопросы – в масштабном историческом полнометражном фильме «Гоголь. Ближайший».

В фильме принимают участие известные российские и украинские актеры: в роли Н.В. Гоголя  –  Евгений Редько, Смирновой-Россет – Анастасия Заворотнюк, А.П.Толстого – Николай Бурляев, доктора Тарасенкова – Леонид Мозговой, матери Гоголя – Валентина Теличкина, Анны  Виельгорской –  Мария Бурляева, Ольга Сумская, Радмила Щеголева и другие. Режиссер фильма Наталья Бондарчук уже много лет создает фильмы, посвященные эпохе «Золотого века» славянской культуры. В её фильмографии картины о Пушкине, Тютчеве, декабристах, княгине Волконской и многие другие.

Оператор фильма – Мария Соловьева, которая сняла такие фильмы как «Мужской сезон: Бархатная революция», «Дура», «Глянец». С Натальей Бондарчук они работают вместе уже более 5 лет. Последняя их совместная работа – фильм «Пушкин. Последняя дуэль» с Сергеем Безруковым в главной роли.

Сюжет фильма «Гоголь. Ближайший» начинается с последнего периода жизни Н.В.Гоголя в доме Толстых на Никитском бульваре, где писатель продолжает работать над вторым томом «Мертвых душ». В поэме впервые появляется положительные характеры и, прежде всего, образ Улиньки.

Этот персонаж имеет свой прототип в лице Анны Виельгорской, дочери богатых дворян, приближенных к Императору. Толстых беспокоит то, что Гоголь перестал кого-либо принимать, очень мало ест. Они вызывают доктора Тарасенкова, Он определяет страдания Гоголя понятием «душевно страждущий», отвергая диагноз «душевно больного».

Перед Гоголем проходят воспоминания о самых значительных событиях жизни.

Среди них отношения со Смирновой-Россет. В картине отражен реальный исторический факт – писатель к концу жизни сватался к Анне Виельгорской, но получил отказ. Гоголь не просто беден, он не имеет ничего, кроме зонтика от непогоды, – ни своего дома, ни средств, его родительский дом отписан матери и сестрам. Вместе с отказом от предполагаемого брака рушится и задуманный им образ Улиньки.

Духовник Гоголя отец Матвей  не одобрил  некоторые главы нового романа. Ответственность Гоголя за создание книги беспредельна: или все или ничего.… В феврале 1852 года Гоголь сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ». Фильм прослеживает жизнь писателя вплоть до его кончины зимой 1852 года.

Съемки фильма «Гоголь. Ближайший» начались в мае 2008 года в монастыре Оптиной пустыни. На эти съемки было получено личное благословление Патриарха Алексия II. В съемках принимали участие монахи монастыря. Специально для фильма они исполнили несколько церковных песен, написанных в XIX веке святым оптинским старцем Макарием.

Летом 2008 года были отсняты сцены на Украине – в Васильевке (Гоголеве - родном селе Гоголя) Полтавской области Украины, в Храме села Большие Сорочинцы, где некогда крестили Н.В.Гоголя, и в историческом заповеднике в Киеве.

В августе состоялись съемки в исторической усадьбе Середниково московской области. Здесь были сняты сцены парижского дома Смирновой-Россет и усадьбы в селе Спасское.

В съемках задействованы реальные исторические вещи Гоголя, которые для фильма предоставили российские и украинские музеи писателя. Настоящие письма Гоголя, портфель – все это было бережно отснято с актерами и на специальном полотне «хромакей» – чтобы в дальнейшем при помощи компьютерной графики создавать отдельные кадры фильма с раритетными экспонатами.

Съемочная группа придает большое значение историческому соответствию пейзажам и городам XIX века. В середине лета в Европе были отсняты пейзажи Рима и других городов, в которых бывал Николай Гоголь. Эти кадры будут обработаны на компьютере и вставлены в фильм для того, чтобы отразить подлинную атмосферу, в которой жил и работал писатель.

Последний съемочный этап проходил в павильоне киностудии Довженко. Там специально для фильма художником картины Сергеем Воробьевым был создан масштабный комплекс декораций: кабинет Н.В. Гоголя в Италии, дом Смирновой в Италии, гостиная и кабинет Гоголя в доме Толстых, беседка в Ницце, дом Виельгорских в Париже.

Операторское мастерство Марии Соловьевой оживило павильон. По стенам итальянской квартиры Гоголя побежали отраженные через окна струйки воды, вспыхивали молнии. Комплекс веранды и улицы Ниццы был оживлён солнечными зайчиками.

Все участники съемочного процесса высоко оценили работу  художника и оператора. На Смирновой-Россет и Виельгорской появились новые туалеты, сшитые специально для картины художником по костюмам Даниилом Алдошиным. Параллельно снимающая группа во главе с оператором Арунасом Баразнаускасом  снимала детали, мистические кадры с образами, возникшими в фантазиях Гоголя.

Съёмочный период завершен.

По жанру фильм близок к мистической драме. Новизна взгляда на биографию писателя в наше время выражается в том, что она рассматривается сквозь призму религиозного миросозерцания писателя, что было бы совершенно невозможно в атеистическое советское время. Гоголь был православным христианином и фильм направлен на раскрытие его духовных исканий.

4 марта 2009г. в центральной библиотеке мемориального центра «Дом Гоголя» состоялся первый закрытый просмотр материала фильма, пока ещё с первым монтажом и черновым звуком. Все собравшиеся отметили талантливую игру Евгения Редько и великолепную работу оператора – постановщика фильма Марии Соловьевой. Гоголеведы спорили о концепции, зрители плакали и выражали свои чувства, но в главном мнении о фильме совпали: в нём есть живой образ Николая Васильевича Гоголя.

В настоящее время проект находится в монтажно-тонировочном периоде. Фильм «Гоголь. Ближайший» планируется выпустить в прокат в юбилейном 2009 году.

 

"Союз журналистов Москвы"