Наталья Бондарчук: «Провидение нельзя сыграть, его нужно прожить»

13 августа 2009

 

Беседа с известной актрисой и кинорежиссером (выдержка о фильме "Гоголь. Ближайший")

- Своей «вечной» теме вы верны всю жизнь. В вашей фильмографии - уже несколько фильмов, посвященных ей. Это и десятисерийный фильм «Одна любовь души моей», «Пушкин: Последняя дуэль», «Пошехонская старина» о Салтыкове-Щедрине, кстати, единственный фильм о замечательном русском писателе, «Любовь и правда Фёдора Тютчева»… И вот – очередная премьера. К 200-летию великого русского писателя сняли фильм «Гоголь. Ближайший», который уже успел побывать на двух кинофестивалях и даже получил высшую оценку жюри – золотую статуэтку «Золотого Витязя». А как воспринял этот фильм зритель?

- Честно говоря, после просмотра фильма на «Золотом Витязе» у меня было потрясение, я была просто ошеломлена такой реакцией зрителей. Это был не просто шквал аплодисментов, которыми обычно всегда сопровождают такие просмотры, но после фильма в зале ко мне потянулись руки. Каждый хотел ко мне прикоснуться, сказать что-то доброе, приятное. Это было так сердечно, искренно, эмоции просто переполняли зрителей. Конечно, для меня была очень важна и оценка моей работы товарищами по цеху. И я им очень благодарна за поддержку.

- Вам-то самой фильм понравился? Ведь вы его на фестивале, насколько я знаю, увидели впервые после монтажа?

- Конечно, я увидела в фильме, прежде всего, определённые недочеты, кое-что хотелось бы изменить. Но мне важно было успеть завершить фильм именно к фестивалю. Я знаю, здесь публика ждёт такие фильмы, она их чувствует, понимает. И я счастлива, что успела к фестивалю, да еще получила хорошую оценку и зрителей, и жюри.

- В фильме приняли участие ваши дети…

- Да, мой сын Иван написал к нему музыку, на мой взгляд, очень хорошую. Она обогатила фильм в эмоциональном плане, углубила образы героев. Роль Анны Вильегорской сыграла моя дочь Мария. Это её первая большая работа. И мне кажется, она достойно справилась с ней. Во всяком случае, я, как режиссёр, довольна её игрой. Одна серьёзная актриса даже сказала мне, что она увидела в моей Машеньке, некое благородство, трепетность, достоинство, присущее девушке позапрошлого века. Такой комплимент дорогого стоит. Вы знаете, найти девушку её возраста, соответствующую XIX веку, сейчас очень нелегко. Маша, правда, не сразу решилась на эту роль. Она как-то болезненно относится к тому, что она дочь известных родителей, считает, что это как-то негативно может отразиться на отношении к ней коллег. Даже когда поступала во ВГИК, то всё твердила: «Мама, они же все знают, что я твоя дочка и Бурляева, и могут подумать, что я только поэтому поступила». Я её успокаивала - делай своё дело хорошо, и это будет лучшим аргументом твоей состоятельности, как актрисы. Я, конечно, очень хорошо её понимаю, потому что сама была в таком же положении. Хотя папа даже не знал, что я поступала в институт, тогда он уже с нами не жил.

- Расскажите, пожалуйста, о других актёрах, которые заняты в вашем фильме.

- Роль Николая Васильевича Гоголя в фильме сыграл замечательный актёр Евгений Редько. Он прекрасно, на мой взгляд, справился со своей задачей и показал Гоголя таким тонким, ранимым, глубоко страдающим и верующим человеком.... В роли Александра Толстого, его друга и единомышленника, у которого последние два года своей жизни жил Гоголь, выступил Николай Бурляев.

В фильме у меня целый букет женских образов. Мать Гоголя сыграла удивительная актриса Валентина Теличкина. Внешне она совсем не похожа на свою героиню. Но мне нужно было раскрыть её внутренний мир, некую её странность, которая была присуща матери Николая Васильевича. Валентина сама по себе необычный человек, немного, как говорят, «не от мира сего». Она глубоко верующая, исповедальная, пишет маслом удивительные картины, она никогда не кривит душой, и может сказать своим товарищам всё, что думает, даже самое неприятное. Она немного странная, и именно вот эту странность мне и нужно было показать в её героине.

Смирнову-Россет сыграла моя любимая актриса Настя Заворотнюк. Она удивительным образом вписалась в роль. Мне кажется, образ Анастасии в последнее время нещадно эксплуатировали на телевидении, и она рисковала сохранить за собой неизменный типаж глуповатой няни, хотя по-своему, любимой зрителями. На самом деле, она серьёзная драматическая актриса, и я счастлива, что смогу сыграть в её судьбе поворотную роль, во всяком случае, я надеюсь на это.

Мне понравилась работа Инги Шатовой, которой досталась небольшая, но очень важная роль жены Толстого. В ней есть открытость души и заинтересованность в другом человеке, а также покорность русской женщины, которая несёт свой крест и самые тяжёлые моменты жизни всегда поверяет Господу. Ведь неслучайно именно ей признаётся Гоголь в своих чувствах к Анне Вильегорской. Всего несколько реплик брошены актрисой, но они настолько точны, и этот призыв к Богу, что на всё воля Божья, звучат очень проникновенно. Провидение нельзя сыграть, его нужно прожить, и у Инги это получилось очень достоверно.

В фильме также много небольших женских ролей, в которых заняты украинские актрисы, очень яркие, своеобразные, искренние. Они насытили фильм самобытным украинским колоритом. У меня не было и мысли навязать им что-то великоросское, мне это чуждо. Я люблю Украину, какая она есть, ее добросердечный, открытый народ. Гоголь как никто раскрыл в фильме тесную связь украинского и русского. Он и сам вобрал в себя всё лучшее, что было и русского, и украинского, и соединил в себе этот идеал человека. Но это сейчас мы понимаем это. А тогда его сживали со свету, его не понимали даже друзья, не понимали его душу…

 

Беседу вела Фаина Зименкова

"Столетие"