Страницы театральной жизни


«Иванов»
Как и большинство студентов театральных ВУЗов, на театральные подмостки Анастасия Заворотнюк попала уже во время учебы – вместе с однокурсниками она была задействована в массовке в спектаклях МХАТа им. Чехова. По ее собственным воспоминаниям, один из первых выходов на большую сцену состоялся в маленьком эпизоде спектакля «Так победим» по пьесе Михаила Шатрова. Молодая актриса тогда так переволновалась, что долго не могла уйти с движущейся по кругу сцены, зато тот курьезный случай остался в ее памяти надолго. Умение держаться на сцене пришло к Анастасии с многочасовыми репетициями в Школе-студии, в работе над пьесами Горького и Чехова, романами Достоевского и Пастернака, и уже дипломные роли – героиня бунинских рассказов и чеховская Саша из «Иванова» - были сыграны интересно и уверенно.
Незадолго до окончания учебы Анастасию пригласили в театр им. Маяковского для проб на роль До в спектакле по пьесе Нины Берберовой «Маленькая девочка». Но, во-первых, актрис на одну роль пробовалось сразу несколько, а во-вторых, в тот период Настя уже вовсю репетировала в знаменитой «Табакерке» Варю из «Страстей по Бумбарашу», и потому сделала свой выбор в пользу театра Олега Табакова, в труппу которого она и была вскоре принята.

«Страсти по Бумбарашу»
Спектакль Владимира Машкова «Страсти по Бумбарашу» можно по праву считать отправной точкой театрального пути Анастасии. Его премьера состоялась 13 мая 1993 года и сразу же наделала много шума в среде театралов. Это был спектакль молодых, новаторский, взрывной и яркий, с духом свободы и плещущей через край энергетикой. Смешной, грустный, трогательный, наивный и безнадежно-тоскливо-трагический в своем апофеозе. И вроде бы простой на первый взгляд, но настолько точный и наполненный, настолько продуманный до мелочей режиссером и прочувствованный каждым актером, что не понять его, не полюбить сразу и навсегда было просто невозможно. Не зря именно этот спектакль и свою чудесную Варю и сама Анастасия по сей день называет самыми любимыми в своей театральной карьере. Рядом с Евгением Мироновым, Виталием Егоровым, Ольгой Блок-Миримской и другими замечательными актерами Настя играла в «Страстях по Бумбарашу» одиннадцать лет. Вместе с актрисой Варя взрослела и менялась, оставаясь неизменно родной и близкой всем поклонникам «Табакерки». Уже несколько лет не играя в театре, Анастасия по-прежнему говорит: «Это как детство, как мечта. Бывает то, что снится. Варя – это то, что мне снится…».

«Матросская тишина»
Еще одним знаковым, легендарным спектаклем театра Табакова была «Матросская тишина» («Моя большая земля»), поставленная по одноименной пьесе Александра Галича. Равно как и «Страсти по Бумбарашу», этот спектакль много лет, вплоть до самого своего снятия с репертуара, считался визитной карточкой «Табакерки». Анастасия неоднократно посмотрела его еще будучи студенткой – на репетициях дипломных спектаклей старшекурсников – и осталась им просто покорена. К огромной радости актрисы, уже в 1995 году ее ввели в эту постановку на роль Тани. Нежная, женственная Таня, невеста главного героя – талантливого скрипача-еврея Давида Шварца, становится, пожалуй, самым светлым пятном спектакля, действие которого разворачивается в пропитанные тревожным предчувствием предвоенные и тяжелые военные годы. В отличие от остальных персонажей, Таня не противопоставлена никому и ничему, являясь неким символом мирного, беззаботного времени, радости, любви и надежды. Именно такой она получилась у Анастасии. В этой работе ее партнерами вновь стали Евгений Миронов и Владимир Машков.

«Псих»
В 1995 году «Табакерка» начала сотрудничество с одним из самых эпатажных и прямолинейных театральных режиссеров - Андреем Житинкиным. В его постановке на сцене «подвала» на Чаплыгина один за другим вышли три весьма смелых и по форме, и по содержанию спектакля. В двух из них («Псих», «Признания авантюриста Феликса Круля») успешно играла Анастасия. В спектакле «Псих» в разные временные периоды ей довелось сыграть сразу несколько ролей. Ольга – студентка, пациентка лечебницы, нечаянно отправила себя в заточение психушки, не выдержав, как часто бывает в этом возрасте, груза чьих-то и своих собственных завышенных ожиданий. Старшая медсестра Таня - напористая, эксцентричная особа, но и у нее свой внутренний надлом, своя женская проблема, объясняющая ее странное, неровное поведение, агрессивную потребность в любви. И, наконец, молоденькая медсестра-практикантка Ирочка – очаровательное, жизнерадостное, беззаботное поначалу создание, она постепенно учится чуткости и искреннему сопереживанию, перестает воспринимать жизнь как сплошное удовольствие и развлечение. Хотя клинику для душевнобольных  вряд ли назовешь удачным местом для психологического взросления. Таким образом, Анастасии удалось воплотить три совершенно разных образа в рамках одного спектакля, за каждым – своя биография, судьба, умело вписанная в общую сюжетную канву, для каждого – свои краски, свое настроение и умение посмотреть на всю эту историю под другим углом. Сам же «Псих», спектакль жесткий, бесконечно балансирующий на грани, плавно ведущий от веселого хохота к нервному смеху и резко шокирующий в конце, благодаря сложной тематике и блестящему актерскому составу, всегда пользовался огромной популярностью у зрителей. В 90-е годы он входил в число самых успешных проектов театральной Москвы.

«Признания авантюриста Феликса Круля»
В «Признаниях авантюриста…» (по незаконченному роману Томаса Манна), увидевших свет в 1998 году, Анастасии изначально досталась роль Элинор Твентимэн. Обаяние молодости, детские капризы избалованной – достатком, но не вниманием - дочки богатых родителей, первая любовь с трагическим финалом – всё это было сыграно с должной степенью мастерства и понимания. Но все же «парная» роль, перешедшая к актрисе чуть позже, два перекликающихся образа – Заза и Зузу, получились на порядок сложнее и интереснее. Девушки имеют поразительное внешнее сходство и однозначную манкость, при этом Заза – смешливая кокетка, юная актриса, романтичная и ветреная натура, с удовольствием очаровывающая мужчин, Зузу – упрямая и своенравная недотрога, нарочито презирающая любые проявления любви. Вторая стала очередным приключением главного героя, первая была лишь его волнующим предчувствием. У Анастасии получилось очень органично передать эту занятную трансформацию одного персонажа в другого, осторожно набросать их схожесть в мелких деталях, столь чарующую Феликса Круля, и более ярко, размашисто обрисовать их явные различия  в характерах и проявлениях.

«Секс, ложь и видео»
Одним из самых спорных спектаклей театра Табакова можно назвать сценическую адаптацию культового киносценария Стивена Содерберга «Секс, ложь и видео», поставленную режиссером Андреем Кузнецовым в 1999 году. Это был спектакль на четверых, концентрированный, напряженный и весьма откровенный. Своеобразная исповедь, душевное обнажение, которое крайне непросто давалось самим актерам. Героиня Анастасии Синтия на первый взгляд – этакий порок, медленно ведущий в саморазрушение, она далека от нравственности и движима лишь желанием досадить своей вполне успешной в жизни старшей сестре. На поверку же под маской цинизма и распущенности обнаруживается глубокий комплекс, давняя душевная травма, определяющая эту внутреннюю дисгармонию. Роль интересна своей неоднозначностью и многослойностью, в ней есть динамика и серьезный психологизм, есть простор для самовыражения как через образ, так и через сложную, запутанную систему взаимодействия персонажей, которая, впрочем, имеет своей конечной целью всего лишь показать всю ценность и хрупкость нормальных, живых человеческих отношений.

«Последние»
В спектакле «Последние» (по пьесе Максима Горького), шедшем на сцене театра с 1995 года, за время его существования сыграло несколько поколений актеров. В 2003 году при очередном вливании в постановку «свежих сил» Анастасия получила роль Надежды Коломийцевой. Семья Коломийцевых подобна дереву, гниющему от корня. Духовное разложение отца сполна отразилось на детях, и если на верхушке дерева – в младших детях – еще осталась какая-то свежесть и жизнь, то старшие уже отравлены безнадежно. Финал же пьесы и вовсе свидетельствует о том, что обречены здесь все. Надежда из старших, она дочь своего отца, насквозь циничная и расчетливая, не умеющая не только любить, а и вообще чувствовать что-либо к людям. Ее единственная настоящая страсть – деньги. Она живет гораздо легче тех, кто еще мучается совестью, и именно глядя на нее в финальных сценах спектакля, понимаешь, что это и есть настоящий крах всех привычных жизненных укладов, ведь на женских плечах лежит ответственность за сохранение и продолжение жизни. Надежда умна, в отличие от маленькой Веры, она хороша собой, а отличие от изуродованной в детстве Любови, она еще молода, в отличие от своей матери – в ее руках возможность уберечь своих близких, но она выбирает полное разрушение. И все же Анастасии удается наделить свою героиню определенным отрицательным обаянием. Ее Надежда не вызывала ни сочувствия, ни желания найти ей оправдание, но она была настолько харизматична и органична происходящему, что за ней становилось как минимум интересно наблюдать.

«Все как у людей»
Еще одним заметным этапом театральной карьеры Анастасии было сотрудничество с театром Антона Чехова и роль в антрепризной комедии положений «Все как у людей». Спектакль по-настоящему смешной и динамичный, с кучей забавно-нелепых поворотов сюжета и бесконечно кружащимися в цветном хороводе героями и событиями. Персонаж Анастасии, очаровательная Сюзетта – сгусток энергии и задора. Ее живость и непосредственность захватывали зрителей с первых минут появления героини и на протяжении всего спектакля неизменно удерживали улыбку на лицах. Яркая, взбалмошная, шумная, она заполняла собой все пространство сцены. Эта роль была не похожа ни на что из того, что Анастасии приходилось делать в театре ранее. Этот диалог с залом на языке юмора наряду с ролью в ситкоме «Моя прекрасная няня» доказал, что актриса может прекрасно проявлять себя и в таких остро комедийных образах.

На сегодняшний день в театре Анастасия не играет, но по-прежнему вспоминает своих педагогов и коллег с трепетом и благодарностью. За годы работы ею было создано немало разнообразных, запоминающихся образов, довелось поработать с талантливейшими мастерами российской сцены – режиссерами, сценографами, актерами, проявить себя в постановках по произведениям классики мировой литературы. Очень хочется верить, что новые интересные театральные проекты и достижения у Анастасии еще впереди.

© a-zavorotnyuk.ru


Я недавно пересматривал дома наши учебные VHS-ки и увидел, как замечательно Настя Заворотнюк играет Сашу в чеховском «Иванове» — это была ее дипломная работа. Настя очень способная артистка. И как она добилась успеха в одном, так теперь ей надо добиться успеха в главном — вернуться к драматическим ролям. Она и в этом сериале, который ее прославил, играет неплохо — она там живая. Другое дело, материал крайне однообразен — у попа была собака… Хотя людям нравится. Но теперь ей, как настоящей актрисе, следует подумать о глубине и серьезности своей карьеры

Авангард Леонтьев в интервью газете «Известия», 27.02. 2007

В каждой роли режиссер добивается сочетания психологизма и отточенности мизансценического рисунка, выделяя мгновения наивысшей выразительности, как на живописном полотне. Неудивительно, что М. Шульц, А. Заворотнюк (Элинор), К. Кайоль (Заза и Зузу), П. Кондратьев (Крестный отец), В. Александров (Врач и Часовщик), С. Беляев (профессор Кукук), А. Воробьев (Управляющий гостиницы), Д. Бродецкий (Лорд) и другие если и не числятся среди звезд, то играют как мастера, ни в чем не уступающие первым актерам театра

Журнал «Знамя», ноябрь 1998 г.

Удивительно обаятельна и естественна в исполнении А. Заворотнюк Наденька, первая (не считая деревенскую Софью) любовь Александра Адуева.
Вообще, как ни странно, играть юность в молодости трудно, нет дистанции, а когда она появляется, молодость, к сожалению, заканчивается. Тут же все совпало. И не в одной этой роли. Актриса очень интересна и в спектакле по роману А. Минчина «Псих», показанному вслед за «Обыкновенной историей», где она играет медсестричку Ирочку из «психушки».

«Пермские новости», 3.03.2000

Из женских ролей самыми яркими выявились в спектакле влюбленная в Сашу медсестра Ира (Анастасия   Заворотнюк), фарцовщица Леська (Галина Чурилова), эротичная медсестра Таня (Надежда Тимохина).

«Вечерний Красноярск», 30.09.1998

На сегодняшний день, если говорить о поколении тридцатилетних, у Табакова самая сильная труппа. Не случайно я поставил там три спектакля. Это "Псих" - инсценизация одноименного романа, вышедшего в Америке, о русской психушке. С точки зрения русской ментальности - это самое страшное в мире. В спектакле заняты Дуся Германова, Сергей Чонишвили, Виталик Егоров, Ольга Блок, Настя Заворотнюк. И что ни роль, то шедевр.

Андрей Житинкин в интервью журналу «Лица», ноябрь 1999 г.

Спектакли и роли

Дипломные спектакли:
«Бунин. Рассказы»
«Иванов» - Саша
Театр п/р О.Табакова:
«Анекдоты» - Катишь
«Билокси-Блюз» - Дэзи
«Еще Ван Гог…» - Пациентка психиатрической клиники
«Матросская тишина (Моя большая земля)» - Таня
«Миф о Дон Жуане» - Жанэт
«Обыкновенная история» - Наденька
«Опасные связи» - Эмили
«Последние» - Надежда
«Признания авантюриста Феликса Круля» - Элинор Твентимэн, Заза и Зузу (Сюзанна)
«Провинциальные анекдоты» - Виктория
«Прощайте… и рукоплещите!» - Мариана
«Псих» - Таня, Ольга, Ира
«Секс, ложь и видео» - Синтия Бишоп
«Страсти по Бумбарашу» - Варя
Театр Михаила Козакова:
«Московские страсти» - Агния
Театр Антона Чехова:
«Ужин с дураком» - Кристина
«Все как у людей» - Сюзетта