Выставка проходит в юбилейный год подписания договора Священного союза (1815), когда три европейские монархические державы: Россия, Австрия и Пруссия, — после окончательной победы над Наполеоном и смутой французской революции старались заложить основы мира и стабильности развития европейских народов. После всех ужасов этой первой «всеевропейской» войны стало ясно, насколько важно сохранять государственный порядок в обществе, подкрепленный культурными и духовными традициями.
В художественном отношении стиль позднего классицизма, который часто называют ампиром (стилем империи), стал очень важным объединяющим началом для европейских стран и для всей Российской империи, созданной еще Петром I в начале XVIII века. Русский ампир в реальности был на сто лет старше ампира французского, появившегося с утверждением наполеоновской империи и ориентировавшийся не только на образы древнеримские и древнеегипетские, но и на искусство русского классицизма, ставшее к началу XIX века утонченно-археологическим.
В России почти не было своей античности, но представления о культурном единении в русском народе потомков скифов с греками-византийцами стали смысловой основой развития русского классицизма на протяжении всего XVIII и первой половины XIX века.
В начале века двадцатого, когда отмечалось столетие Отечественной войны 1812 года уже почти забытый к тому времени русский классицизм пережил свой второе возрождение и в архитектуре, и в изобразительном искусстве, и даже в музыке. Теперь классицизм воспринимался как художественный дух героического единения всех сословий и всех национальностей русского народа в борьбе с наполеоновскими захватчиками-грабителями. На фоне уже развившегося в конце XIX века и любимого купечеством, промышленниками и банкирами искусства псевдо-русского стиля и модерна, «новый» классицизм, вдохновленный русским ампиром, стал своеобразной идеологической альтернативой буржуазному обществу потребления и наживы.
Новые военные действия 1914 года и спровоцированное ими разрушение Российской империи не дали развиться этому прекрасному направлению нашего искусства. Но, к счастью, в первой половине 1910-х многое успели создать.
Среди редких памятников отечественного неоклассицизма одним из лучших и самых крупных является комплекс санаторно-больничных зданий, построенный по инициативе Николая Карловича фон Мекка по проекту талантливого архитектора, академика Императорской академии художеств — Александра Таманяна.
Сегодня в главном здании, очень похожем на дворцовую резиденцию, находится театр «Стрела». Выставка, посвященную русскому ампиру пройдет в здании, построенном к столетнему юбилею его расцвета. В настоящее время мы можем отметить и столетний юбилей здания театра «Стрела», вспоминая двухсотлетний путь русского ампира.
Выставка была специально расширена для экспонирования в прекрасно сохранившемся бальном зале с колоннами, построенном по образцам залов императорских резиденций Екатерины II и зала Охотничьего клуба в Москве, который помещался во дворце Шереметевых на Воздвиженке (ныне здание Кремлевской больницы).
Интерьер театра «Стрела» — «архитектурный фон» выставки — сам является подлинным шедевром русского классицизма начала XX века, бережно сохраненным сотрудниками Летно-Исследовательского Института при переоборудовании его под клуб в 1950-х.
Хочется надеяться, что традиция классической архитектуры, всегда способствовавшая единству и процветанию нашей страны, будет продолжена сохранением исторического архитектурного наследия города Жуковский.
Выставка подготовлена при поддержке Жуковского благочиния (Пантелеймоновский приход), кафедры истории архитектуры Московского архитектурного института, фонда Российской дворянской культуры, студии свободного танца и галереи «Ветвь» (Москва-Бремен).
На открытии выставки запланирован концерт пианистов: лауреата международных конкурсов Татьяны Веретенниковой и Николая Воронова. В программе музыка Ф. Шопена, П. Чайковского, А. Шнитке. Предполагается презентация книги Татьяны Веретенниковой «Шопен. Повелитель звуков»: www.ozon.ru/context/detail/id/6860692/ Книгу можно будет приобрести (300 р.).
Кроме этого будет представлен коллективный научный труд «Палладио и классическая традиция», в котором впервые опубликованы две о классических памятниках архитектуры Жуковского: о зданиях архитектора А. Таманяна и о кинотеатре «Родина» — Доме ученых ЦАГИ (архитектор З. Брод). Эти памятники гармонично вписываются в вековые традиции классической архитектуры, которые рассматриваются в книге: ararchiv.blogspot.ru/2014/10/blog-post.html Стоимость книги 600 р.
Адрес театра «Стрела»: г. Жуковский, ул. Кирова, 3.
Дмитрий Черниговский историк, искусствовед
фото: Ольга Ярошевская
Комментарии
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)