Тайны прошлого. История Раменского района.

Тайны прошлого. История Раменского района.

С незопамятных времен территорию Раменского района заселяли в основном финно-угорские племена. Следы дославянской “дъяковской” культуры обнаружены археологами на раскопках древних поселений.

Затем эти земли постепенно начали заселять славяне. Заселение славянами шло в основном по рекам. По реке Клязьме шло освоение земель семьями и князьями Владимиро-Суздальского (позднее Московского) княжества, а по Оке и Москва-реке с юга продвигались Рязанские князья.

В период с ХII до ХIV в.в. эти два княжества вели борьбу между собой за земли. В ХIV в. Коломна и близлежащие земли окончательно вошли в состав Московского княжества.

На территории района сохранились остатки первых славянских поселений XXII вв., это городища близ с.Дурниха, с.Софьино, д.Сельцо. Особенно интересны городища на вершине Боровского кургана и недалеко от д.Боршева.

По данным археологических раскопок можно представить себе, как жили славянские первопоселенцы будущего Раменского района. В те времена долина Москвы-реки и ее притоков была покрыта густыми лесами, изобиловавшими дикими зверями и птицами. Здесь водились медведи, волки, рыси, лоси, олени, кабаны, бобры, соболя, лисы, белки. В реках можно было поймать белугу, осетра, стерлядь, сома, щуку, судака и многих других рыб. Вероятно, первопоселенцам пришлось отвоевывать у векового леса участки для пашни и размещения своих поселений.

Первые славянские поселения не были велики. В деревне проживало 6-10 семей, каждой из которых принадлежал участок земли — двор, на котором размещалось изба и хозяйственные постройки, предназначавшиеся для хранения орудий труда и продуктов питания, стойла для домашнего скота, сеновалы, кузницы и т.д. Двор мог быть окружен легкой оградой типа жердевой изгороди, но мог быть и вовсе без ограды.

Бревенчатая изба имела одну дверь и маленькое оконце, служившее для “вентиляции”, Освещалась изба горящей лучиной. Внутри избы располагалась глиняная или каменная печь, которую топили «по-черному». Избы были украшены изнутри и снаружи богатой резьбой по дереву. В избе находились стол и лавки, на которых днем сидели, а ночью спали. Ценные вещи и продукты питания хранили в подполье. Питались древние славяне хлебом, зерновыми кашами, овощами (репа, лук, морковь, капуста), молочными продуктами, мясом, рыбой. Пища приготавливалась в печи. Для этой цели использовались глиняные горшки.

Домашняя утварь, изготавливалась в основном из дерева. Это миски, ложки, разнообразные орудия труда (соха, лопата и т.п.), средства транспорта (сани, лодки). Использовалась также кость. Ножи, топоры, косы, серпы, наконечники сохи, орудия охоты (стрелы, копья) делали из железа. Железо добывалось из болотной руды и занятие кузнечным делом было распространено очень широко.

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, соткан-ной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Летом обходились вовсе без обуви. Женщины носили длинное платье из льняной материи, также украшенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях — во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на покойника во время похорон.

Первые славянские поселенцы в Москворечье были язычниками. Они хоронили своих мертвых по древнему славянскому обряду: умершего обряжали в его лучшие, самые красивые одежды и украшения, а затем сжигали на костре. Собранный пепел помещали в глиняный горшок, который устанавливали в кургане. В XIXII вв. под влиянием распространявшегося христианства, происходил процесс изменения похоронного обряда, при котором покойника перестали сжигать, а стали просто помещать в насыпь кургана. На территории Раменского районп курганы встречаются довольно часто.

Основным занятием наших предков было земледелие. Для освобождения от леса участков пашни проводилось выжигание целых лесных урочищ. Затем пепелище распахивалось при помощи примитивной деревянной сохи с железным наконечником, засевалось пшеницей, рожью, овсом. Урожай собирали железными серпами. Через несколько лет почва на таком поле истощалась и приходилось выжигать для пашни новый участок леса. А прежнее поле превращалось в пустошь — раменье, раменки (возможно отсюда берет свое название местность Раменье) и через несколько десятков лет на этом месте снова поднимался лес. Такая система землепользования называется “подсечноогневым земледелием”. Кроме пашни, обрабатывалась земля и под огороды, в которых выращивались овощи (репа, лук, капуста, морковь, редька), ягоды (смородина, крыжовник), фруктовые деревья (яблони, вишни). Большое значение имело разведение домаш-него скота, среди которого преобла-дали коровы и лошади, разводили также свиней, овец и коз, домашнюю птицу. Ловили рыбу сетями, удили на крючок, однако удили тогда осетров и сомов, поэтому рыболовные крючки делали величиной в 5-10 см.

Большая часть жизни человека раннего средневековья проходила в добывании пищи, а свободное время посвящалось праздникам и обрядам. Кроме того часть этого времени тратили на украшение повседневных предметов и собствен-ного дома, орудий труда, саней. Славяне умели ценить красоту и приумножали ее по мере своих скромных сил резьбой по дереву, изготовлением украшений, гончар-ных изделий, вышивкой одежды. Из рода в род передавались приемы этого мастерства, рисунки орнаментов.

Тысячелетняя культура славянства сохранилась на Раменской земле и продолжает жить.

Поделиться:

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)