Один из основателей города Жуковский

Один из основателей города Жуковский

Именно по замыслу управляющего Московско-Казанской железной дороги Николая фон Мекка в начале ХХ века в районе платформы Прозоровская (ныне Кратово) началась реализация проекта города-сада для рабочих и служащих дороги. Строительству помешали война и революция. В результате были завершены только здания больничного городка.

Николай Карлович фон Мекк — сын железнодорожного первопроходца Карла Федоровича фон Мекка и Надежды Филаретовны фон Мекк — известной меценатки Чайковского, Дебюсси, Н.Рубинштейна, Пахульских, Венявского и др.

Николай Карлович — "Энергичный и вечно деятельный" — так его описывали современники. Основной преемник железнодорожного дела отца. Прошел путь от кочегара, машиниста, причем не на "своей" дороге, кассира, смотрителя, ревизора и т.д., до председателя Правления МКзЖД, коим был избран 1 мая 1892 года и оставался им до национализации дороги в 1918 году. МКзЖД стала при нем истинно лидирующей частной дорогой с дивидендами до 32% годовых, с увеличение длинны путей в 13 раз, со строительством своих заводов, элеваторов, жилья, больниц, школ для работников. Крупнейшая частная компания России — в 1913 году оборот 215 млн. с доходностью 15%. Украсил Москву Казанским вокзалом, на который привлек Щусева, Кустодиева, Билибина, Рериха, Лансере, Серебрякову и др. Еще до революции разрабатывал план Московского метрополитена, причем не только пассажирского, но и грузового. Будучи юристом по образованию сам разрабатывал паровозы, а в военные годы бронеавтомобили для железных дорог. В Великую войну был назначен уполномоченным министерства Земледелия по снабжению армии продовольствием — неоднократно благодарственно упоминался в письмах Александры Федоровны к императору Николаю Александровичу.

Кроме железных дорог был известен в автомобилизме — первый председатель первого в стране Московского автоклуба, командор четырех Императорских автопробегов. В воздухоплавании — организатор перелета СПб — Москва, заместитель Председателя Московского общества воздухоплавания, коннозаводчик рысистых лошадей и тяжеловозов, хозяин коннозаводов, выращивал клубнику, абрикосы и персики в Подмосковье! Призер сельскохозяйственных выставок, крупнейший коллекционер живописи, руководил складами ЕИВВК Елизаветы Федоровны, которая охарактеризовала его как "честнейшего слугу царю и отечеству", был вхож к Императрице.

Оба сына офицеры погибли. Младший Аттал — в Брусиловском прорыве, старший Марк — в гражданской.

После революции не уехал, остался помогать стране развивать транспортную систему… В 1929 году после 17 обысков и арестов, многих месяцев на Лубянке, был расстрелян.

За две недели до расстрела сказал навестившей в тюрьме его дочери: ДОЧЕНЬКА, ТОЛЬКО НЕ НАДО ЗА ВСЕ ЭТО НЕНАВИДЕТЬ СВОЮ СТРАНУ.

Портрет Николая Карловича фон Мекка кисти Б. Кустодиева, 1913

Источник:

fb.com/vonmeckinfo

Поделиться:

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)