А знаете ли вы, в чью честь назвали улицу "Осипенко"?

А знаете ли вы, в чью честь назвали улицу "Осипенко"?

Полина Осипенко - летчица-рекордсменка, настоящая легенда советской авиации.

Полина Денисовна Осипенко (в девичестве — Дудник, по первому мужу — Говяз) родилась 25 сентября (8 октября) 1907 года в селе Новоспасовка (ныне село Осипенко) Бердянского района Запорожской области (Украина). Из крестьян, родилась в семье деревенского ремесленника. Украинка. Была девятым ребенком в семье.

Окончила 2 класса церковно-приходской школы. 1929 г. — окончила курсы птицеводов в Киеве по специальности " инструктором по организации птицеводческих ферм". 1929-1930 гг. — заведующая колхозной птицефермой. 1930 г. — первая попытка поступить в Качинскую школу летчиков, не увенчалась успехом. Осипенко пошла работать в столовую пилотов. Полеты училища происходили на нескольких площадках, куда на самолете У-2 привозили завтрак. В этих постоянных полетах летчики-инструкторы разрешали Полине управлять самолетом. Так она научилась летать на У-2. Затем, во время визита нарком по военным и морским делам СССР К. Е. Ворошилова, Осипенко упросила его зачислить ее в Качинскую школу летчиков. 1933 г. — окончила Качинскую школу летчиков. 1933-1935 гг. — Приказом Генерального штаба РККА Осипенко направляют в одну из авиачастей Харьковского гарнизона, где, оценив ее летное мастерство, назначают командиром звена. Дальнейшие места службы — авиачасти Житомира и Киева. Весной 1935-го Осипенко переводят в Московский военный округ, а затем назначают инспектором ВВС при Генштабе. В 1936 году Осипенко участвовала во Всесоюзном совещании жен командного и начальствующего состава РККА в Кремле и была представлена руководству страны. С высокой трибуны она заявила: "Обещаю летать выше всех девушек мира! ". Сначала летчица решила перекрыть достижение итальянки Негрон, гидросамолет которой поднялся на высоту 6200 метров. Свой гидросамолет Осипенко осваивала в районе Севастополя — на крупной летной базе. 22 мая 1937 года Осипенко установила мировой рекорд, поднявшись на высоту 9100 метров. Через два дня — мировой рекорд при полете с грузом: Полина подняла на гидросамолете на высоту 7009 метров груз в одну тонну. После высотных Осипенко решила штурмовать рекорды на дальность: перелететь страну с юга на север. Разрешение на полет и подбор экипажа дал нарком обороны Климент Ворошилов. 2 июля 1938 года экипаж в составе Осипенко, второго пилота Веры Ломако и штурмана Марины Расковой установил женский мировой рекорд полета по прямой (Севастополь — Киев — Великий Новгород — Архангельск), преодолев с грузом в пять с половиной тонн за 10 часов 33 минуты 2372 км Следующим шагом в развитии советского женского воздухоплавания должен был стать беспересадочный перелет на Дальний Восток. Командиром корабля назначили Валентину Гризодубову — она специально и давно готовилась к такому полету. Вторым пилотом назвали Осипенко, хоть уверенности в том, что она согласится на вторую роль, не было. Но от Осипенко пришла телеграмма: "Согласна хоть третьим, только бы принять участие в перелете". Третьим членом экипажа стала штурман Марина Раскова. 24 сентября 1938 года двухмоторный ДБ-2 "Родина", взлетев с подмосковного аэродрома, взял курс на Дальний Восток. Пробираясь сквозь облака, самолет долго шел в слепом полете — штурману Расковой приходилось прокладывать путь по приборам. Вскоре проявился еще один коварный враг — обледенение. Чтобы сбить лед с лопастей пропеллера, летчики до предела увеличили обороты винта. Донимала болтанка. После Урала связь с землей прервалась. Из-за отсутствия связи летчики прошли мимо Комсомольска-на-Амуре. Когда показалось Охотское море, тревожно вспыхнула лампочка, сигнализируя, что бензина осталось на полчаса. Командир корабля Гризодубова решила садиться в тайге с убранными шасси. Она приказала Расковой прыгать с парашютом, потому что подобная посадка опасна в первую очередь для сидящего впереди штурмана. Самолет посадили на болото в верховьях таежной реки Амгуни. Точного места приземления "Родины" никто не знал. Начались поиски. От Байкала до Охотского моря над тайгой, горными хребтами, непроходимыми болотами летали самолеты. Охотники, жители далеких поселков ушли в таежную глушь. 3 октября экипаж был обнаружен с воздуха. Из села Керби вышел катер "Дальневосточный", который, дойдя до верховьев бурной Амгуни, подобрал в тайге героических женщин. За 26 часов 29 минут беспересадочного полета "Родина" преодолела расстояние в 6450 км. Мировой рекорд дальности полета для женщин оказался перекрыт более чем на полторы тысячи километров. На каждой станции, в каждом городе от Керби до Москвы летчиц встречали восторженные толпы людей. За свой подвиг Гризодубова, Осипенко и Раскова получили звания (первыми из женщин) Героев Советского Союза. Всего Осипенко установила пять международных женских рекордов. С октября 1938 г. — инспектор по технике пилотажа, наставник пилотов-истребителей. 1 мая 1939 года Осипенко участвовала в воздушном параде, пролетев в группе скоростных истребителей над Красной площадью. Погибла в авиационной катастрофе 11 мая 1939 года во время учебно-тренировочных сборов над Рязанской областью вместе с начальником главной летной инспекции ВВС РККА А. К. Серовым. Похоронена в Москве у Кремлевской стены. Истинная причина гибели Осипенко и Серова до сих пор неясна. В официальном сообщении, обнародованном "Правдой", никаких подробностей трагедии не сообщалось. Считается первой украинской женщиной-летчицей. #Жуковский

Поделиться:

Комментарии

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)