История подъездной железнодорожной ветки до ЛИИ им.Громова
В 1936 году был построен временный ж/д путь до ЛИИ им.Громова. В те далекие времена путь проходил по малонаселенной местности поселка Стаханов. Первые дома по ул. Жуковского, дома 1 и 5, только строились и были закончены в 1937 году. На исторической фотографии субботника в 1941 году видно, как одиноко идет эта временная ветка из ильинской части города по современной улице Московской, проходит мимо дома 5 по улице Жуковского и здания пожарного депо, ул.Жуковского, д.3. В этом здании долгое время располагался клуб юных техников.
Пожарное депо просуществовало по адресу ул.Жуковского, дом 3 до 1 октября 1974 года. После этого осеннего дня пожарная часть 44 переехала в новое построенное здание на Набережной Циолковского, д.5. По старому адресу, ул.Жуковского, д.3, еще около года, с 1975 по 1976 гг., располагалась только диспетчерская служба 01, перенос который осложнялся техническими сложностями.
Ветка пересекает площадь и идет вдоль забора ЦАГИ параллельно современному Туполевскому шоссе до территории ЛИИ.
В 1950-х окрестности вдоль ж/д пути стали более населенными, чем в 1936 году. Были случаи столкновения с людьми и редкими в те времена машинами. В 1954 года председатель исполкома Александр Иванович Коваленко обращается к руководству МАП, в чьем ведение была эта ветка, о необходимости ее ликвидации. Три года шла переписка о невозможности полной ликвидации подъездного пути к п/я 102, шел поиск альтернативного маршрута. В условиях холодной войны и "секретомании" все предприятия оборонного характера в переписке были засекречены под видом некого почтового ящика — п/я.
К 1957 году альтернатива была найдена. Временная ветка обрубалась в начале ул. Московской, в этом месте образовался тупик для временного размещения растворного узла. В цаговском лесу вырубалась просека (257 дерева) и ж/д путь соединялся через лес в районе МУ-22 Стальконструкция с уже проложенной постоянной ж/д веткой до ЛИИ и Наркомвода. Остаток старого пути вдоль Туполевского шоссе до корпуса прочности ЦАГИ оставался тупиковым.
В военное и послевоенное время (1950-е года) в ЦАГИ по железнодорожному пути завозили много трофейного оборудования, доставляли целые самолеты. Путь проходил от кромки Цаговского леса до корпуса прочности, приблизительно где сейчас идет пешеходный тротуар вдоль забора ЦАГИ до больших раздвижных ворот. Остатки ж/д пути на территории можно наблюдать и сейчас, кое-где еще просматриваются рельсы, но это по-видимому следы еще более раннего времени строительства ЦАГИ в 1940-х. Если взглянуть на немецкую аэрофотосъемку 1942 года, то в этом месте как раз видны какие то жд пути на территории ЦАГИ ответвляющиеся от основного пути до ЛИИ.
Трофейные немецкие станки стояли в старом опытном производстве (ОПИ) ЦАГИ и в мастерских различный отделений. Целиком вывезли оснастку — электрический привод компрессора, ртутные преоброзователи питания привода, компрессор, тензовесы трансзвуковой трубы из университетского немецкого города Гетингена. Вывезенное оборудование было упаковано в коробки, к ним были даны только общие описания, от чего именно там лежат детали. Например, в коробке с названием "неизвестное оборудование" лежал осциллограф. Были коробки с немецкими радиолампами, которым так и не нашли применение. В Гетингене труба располагалась на улице, корпус трубы был железобетонным. В ЦАГИ под эту трубу построили здание и по чертежам воссоздали железобетонный корпус трубы, оснастили трофеями. 1 октября 1949 года трофейную немецкую трубу собрали и присвоили ей индекс Т-107. Кое-что из трофеев собрать не смогли из-за отсутствия схем. Тензовесы для трубы Т-107 так и не смогли собрать, пришлось делать свои.
В послевоенное время истории Жуковского была проложена еще одна ветка до складов ГСМ, котельной ЛИИ. Эта ветка миновала городскую черту города Жуковского. Ветка шла вдоль старого забора ЦАГИ, заходила в крытый склад, скрывавшийся под названием Рампа, где разгружалось оборудование. Остатки старого забора и ж/д пути до сих пор местами видны на территории ЦАГИ. Периметр ЦАГИ в 60-х годах был расширен за счет новой территории, и в 1968-69 годах ж/д ветку перенесли за забор уже новой расширенной территории ЦАГИ. Здесь ж/д путь и лежит и по сей день.
Склад Рампа был за территорией ЦАГИ, но на территорию заходил тупиковый путь для поставки оборудования для строящейся в конце 1940-х — начале 1950-х подземной сверхзвуковой трубы Т-109. Вагоны с оборудованием заходили через огромные ворота под холм, где располагалась труба. Эти ворота есть и сейчас, только уже без ж/д пути. В 1950-х был разгар холодной войны: две супердержавы скрывали, как могли, свои секретные объекты.
Комментарии
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)