Николай Карлович — "Энергичный и вечно деятельный" — так его описывали современники. Основной преемник железнодорожного дела отца. Прошел путь от кочегара, машиниста, причем не на "своей" дороге, кассира, смотрителя, ревизора и т.д., до председателя Правления МКзЖД, коим был избран 1 мая 1892 года и оставался им до национализации дороги в 1918 году. МКзЖД стала при нем истинно лидирующей частной дорогой с дивидендами до 32% годовых, с увеличение длинны путей в 13 раз, со строительством своих заводов, элеваторов, жилья, больниц, школ для работников.
Крупнейшая частная компания России — в 1913 году оборот 215 млн. с доходностью 15%. Украсил Москву Казанским вокзалом, на который привлек Щусева, Кустодиева, Билибина, Рериха, Лансере, Серебрякову и др. Еще до революции разрабатывал план Московского метрополитена, причем не только пассажирского, но и грузового.
Будучи юристом по образованию сам разрабатывал паровозы, а в военные годы бронеавтомобили для железных дорог. Начал строить город-сад для служащих Московско-Казанской дороги (ныне Жуковский).
В Великую войну был назначен уполномоченным министерства Земледелия по снабжению армии продовольствием — неоднократно благодарственно упоминался в письмах Императрицы Александры Федоровны к Императору Николаю Александровичу. Кроме железных дорог был известен в автомобилизме — первый председатель первого в стране Московского автоклуба, командор четырех Императорских автопробегов. В воздухоплавании — организатор первого перелета СПб — Москва, заместитель Председателя Московского общества воздухоплавания, коннозаводчик рысистых лошадей и тяжеловозов, хозяин коннозаводов, выращивал клубнику, абрикосы и персики в Подмосковье. да такие, что их покупал Елисеевский гастроном!
Призер сельскохозяйственных выставок, крупнейший коллекционер живописи, руководил складами ЕИВВК Елизаветы Федоровны, которая охарактеризовала его как "честнейшего слугу царю и отечеству", более 20 лет был ближайшим ее помощником в благотворительной деятельности.
Был вхож к Императрице. Оба сына офицеры погибли. Младший Аттал — в Брусиловском прорыве, старший Марк — в гражданской.
После революции не уехал, остался помогать стране развивать транспортную систему, репрессирован, расстрелян...
За две недели до расстрела сказал навестившей в тюрьме его дочери: ДОЧЕНЬКА, ТОЛЬКО НЕ НАДО ЗА ВСЕ ЭТО НЕНАВИДЕТЬ СВОЮ СТРАНУ. А в семье никогда никого не винили, а всегда говорили: ЧТО ЖЕ МЫ НАДЕЛАЛИ, КАК ДОПУСТИЛИ ТАКОЕ?! * Портрет Николая Карловича фон Мекка кисти Б. Кустодиева, 1913 подробнее: von-meck.info/6 или fb.com/vonmeckinfo
Комментарии
Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)